» » Велес (Волос). Велес Печать Велеса – ваш личный амулет

Велес (Волос). Велес Печать Велеса – ваш личный амулет

В ЕЛЕС (ВОЛОС) - один из древнейших и наиболее почитаемых богов древнерусского мифологического пантеона. О степени его почитания говорит тот факт, что, как свидетельствуют исторические источники, и князь Олег, и князь Святослав при заключении договоров с греками клялись и Перуном, и Велесом. Велес ставился рядом с Перуном :

«…Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога …»

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором

Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг

И чары хитрых ведьм, пока дымится луг

И звезды ночь пестрят серебряным узором.

П.Д. Бутурлин

Культ Велеса связан с почитанием медведя на Руси как хозяина леса, тайги. Это унаследовано, вероятно, из того периода (и сохраняется до сих пор), когда охота была наиболее важным источником существования людей.

Велесу воздавалось всяческое почитание как подателю для людей великих польз и благ. Он покровительствовал охотникам, был символом успешной охоты на крупных (волосатых) животных. Он же становится и богом домашних животных, прежде всего крупного рогатого скота. В свою очередь» охотничья добыча и крупный рогатый скот составляли основу всяческого благополучия рода, семьи. Отсюда Велес и выступает как покровитель и податель (вспомните: «волосатая рука ») всех и всяческих благ и почитается как бог богатства. С развитием земледелия, также доставлявшего немалые блага, Велес рассматривается и как бог плодородия. Он даровал людям плуг, обучил их земледельческим работам и прочим премудростям.

Велес ассоциировался с животными («волохатый» - волосатый), с растительностью - «волосами земли», с владением богатством (володеть - владеть), с обладанием. В то же время само имя означает великий, чтимый. Велесу считались подчиненными все лесные, водяные и домашние духи.

Изображался Велес в простой одежде, с бычьими рогами на голове и с чашей с молоком или с огромным турьим рогом - рогом изобилия - в руках. Моления, обращенные к Велесу, и культовые действия, специально ему посвященные, были приурочены к зимним святкам - первой неделе января, масленице, первому выгону скота после зимы на пастбища и жатве хлебов. Ему приносились жертвы быками и коровами.

Во время святок и масленицы в его честь выряжались в шубы или тулупы, вывернутые шерстью (волосом) наверх, надевали маски с рогами (изображение скота). Совершались магические обряды, призванные уберечь скот от всяких напастей (например, перебрасывание топора крест-накрест через домашний скот). Из крутого теста лепились и выпекались символические коровки (выпечка фигурок животных была призвана оказать магическое воздействие на плодородие скота). В ночь на Beлесов день скоту полагалось давать обильный корм, а овцам - первый блин. Beлесу посвящали хороводы, песни, не возбранялись и откровенно любовные действия, как связанные с плодородием, плодовитостью и возрождением всего живого.

Во время жнивья на последней полоске оставляли несжатым пучок колосьев — Велесу на бородку. В конце жатвы на последней жниве последний сноп жали обычно всей семьей молча, оставляя несжатым пучок стеблей. Старшая на жнивье завивала из них бородку, вращая стебли по солнышку. Бородку украшали, перевязывали лентой, оставляли Велесу за дарованный хлеб с надеждой на его помощь и в следующее лето.
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить значение сына Рода , брата Сварога .
Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила».
Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите - свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов - Прави, к черной Нави, обители Чернобога , Седуни и Дыя . Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.
Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога. Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых - людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.
Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир». В лето 6479 (971).
«…да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».

Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой «Веде славян» в изд. Верковича (IV, 5.5-13). А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» — это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом. В христианском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Велес прямо назван бесом, но еще он назван и «злым богом», почти как Чернобог у Гельмольда в «Славянской Хронике» (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники «это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди».

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

Дословно по другому списку:
«вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться».
Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. «Слово о полку Игореве» свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:

«Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше».

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных «демонов», приносили в жертву ему черных кур и голубей. В «Слове святого Григория» сказано о поклонении славян «скотному богу и попутнику и лесну богу». То есть Велесу — богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Велес Бог мудрости и удачи мог принимать любые обличья.

Чаще всего Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, то есть не уродуют, а хоронят старого бога. В «Житие Владимира» говорится:
«А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи»
Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.»
Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира — Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший «идолу камену» Волоса в Ростове, «едва не стал жертвой беса», преобразившегося в свою противоположность — «в образ воина, который возвел на него навет „царю“ Владимиру…».
Бес «обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами». Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога — Одина. В «Сказании о построении града Ярославля», источнике XVIII века, восходящем к древней записи, «которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий», прямо говориться, что волхвы были жрецами «скотьего бога»: «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался. Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".



Николай Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов «Великопольской Хроники») «для любопытных» «басни», в одной из которых находим: «Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса… Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский…)».
С большой долей вероятности можно говорить, что Велес — водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и святой Николай.
«Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко… сбавляет с раба божьего семьдесят болезней».
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге, где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос — муж Макоши , богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) — таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком — бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.
У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря — Николу Водяного

Волх, Волхов, Волховец — также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в «Слове о Полку Игореве», былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок — Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни — жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина «Хождение за три моря»: «Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток» . Волосожары — Млечный Путь — «Велес чесався и волосья разбросал». По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь — ее молоко. Велес — сын Коровы Вселенной. Лось — Созвездие Большой Медведицы — чертоги Велесовы.


Итак, Велес:

  1. «Скотий бог» — хозяин Дикой Природы.
  2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех странников.
  3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.
  4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
  5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
  6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
  7. Податель богатств.
  8. Покровитель знающих, учитель искусствам, в том числе скальдическому.
  9. Бог удачи.

День Велеса — среда, камень — опал или обсидиан, металл — свинец или ртуть, дерево — ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны — отсюда и «заблудиться в трех соснах») и муравейники — тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности — то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами — еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января — в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили «скотьего бога» сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего — 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля — когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле «на бородку» — Николина борода.



На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый — Старый — умиротворяет природу, второй — Молодой — ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») - перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до нашей эры до конца I тысячелетия нашей эры (IX век).

Велес - бог богатства и урожая. Опекун всего живого, покровитель ясновидящих, вещунов. Его почитали и приносили ему дары люди разных ремесел.

В статье:

Значение Велеса у славян

В Ригведах, Священных Книгах Знаний, воспетый Волос - опекун влюбленных, сеятель благополучия, ценитель таланта. С начала Мира Волос-Велес дал человеку животных, научил кормить, брать от них молоко, выращивать на мясо, кожу и шерсть.

Пастухам и табунщикам он подарил свирель и стал их охранником от диких зверей. Научив человека запрягать в плуг и телеги животных, Волос стал для земледельца настоящим наставником. Он не только охранник череды скота на земле, но и пастух небесной отары туч-коров у своего брата.

Бог Велес

О противостоянии Перуна и Велеса рассказывается в мифе: , который обитает на вершине горы, на небе, преследует своего змееобразного врага, который живет внизу, на земле. Причины их раздора называют разные - похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах легенды и жену громовержца.

Про значение бога урожая в славянской мифологии свидетельствует тот факт, что, например, при заключении договора княжеская дружина клянется оружием и Перуном, а простой народ - Велесом. Считалось, что первый правил на небе, а второй властвовал в нижней части мира и в подземном царстве.

Образ Велеса претерпевал существенные изменения. Он считался богом плодородия, богатства и скотоводства. Встречается в летописях как повелитель подземного царства. Позже упоминается как покровитель магов, певцов и искусства в целом.

В славянской языческой мифологии божество появляется в образе Змея, противника Перуна. Велес-змей, как ипостась более широкого архетипа - Чернобога, воплощает в себе силы первобытного Хаоса, буйной, неблагоустроенной, необжитой природы, враждебной человеку.

Велес-Чернобог, владея такой мощной разрушающей силой, но будучи также богом мудрости, умеет держать Хаос в повиновении и направлять его в нужное русло. Но злое начало Велеса стало доминировать в людском сознании после принятия христианства. Со временем передав свои добрые черты христианским святым Николе и Власию, Велес, как и его звериные формы - змей, козел, превратился в повелителя темных сил.

Исследователи до сих пор не знают, является ли Волос формой имени Велес, или это два разных бога. Мансика утверждает, что первая форма северная, а вторая - южная, хотя документальных подтверждений этому не найдено.
Слово Велес происходит ещё от индоевропейского слова*wel, что значит «умирать», или же санскритского v’elaa - время, из чего следует, что это дух предков, повелитель потустороннего мира.

Волос же имя, безусловно, славянское. Есть теория, что оно происходит от древнеславянского слова «воль», то есть вол, но точных данных нет. Г. М. Баратц утверждал, будто Волос - это семитский Ваал, бог плодородия, вод, неба и солнца. С Ваалом отождествляет Велеса и Мансика. Это в первую очередь «скотий бог», покровитель животных и богатства. Скорее всего, Волос и Велес изначально были двумя разными духами, но с течением времени слились в одну особу.

Велес охраняет и пополняет унаследованное предками приобретение - землю, скот, дом, богатство. Добрый бог приучил человека не убивать животных, а присматривать и пользоваться ими. Он покровительствует им в лесах и на лугах. Своим всевидящим оком дух пристально следит за благополучием зверей и птиц.

Доброму хозяину Велес способствовал приумножению богатства и урожая. Наши предки верили, что бородой Волос достигает земли, а в ней, увитой шелком и серебром-золотом, «тяга земная», источник растительности, жизни и всевозможных сил. За это каждый хозяин почитал его, оставляя во время обжинков на конце нивы щепоток колосьев - «Велесу на бороду».

А когда приходила пора выгона скота на пастбище, отовсюду шли люди разными тропами к обители божества вместе со стадами скота, чтобы освятить их и принести щедрые дары. Велес - покровитель волхвов, поэтов, вдохновляющих своей силой. Тот, кто умел складывать песни и пересказывать их людям, уже был волхвом. Словом древние ясновидящие и вещуны умели выражать волю, страсть и желания, продиктованные им звездным небом предков.

В песнях волхвы повествовали о славных Велесовых внуках, об их подвигах, обрядах и обычаях, учили людей праведно жить, Бога хвалить, род уважать, молитвами и трудом душу совершенствовать. За навыки в строительстве храмов, зданий, крепостных стен они благодарят Велеса. Песни, переводы, обряды, праздники, танцы, которые рождены доброй душой наших дедов-прадедов, посланы им с неба Велесом.

Все поэты, заодно со славным певцом земли Русской Бояном, о котором в «Слове о полку Игореве» написано: «Вещий Бояне, Волоса внуче», являются внуками Велеса. Все они были носителями и творцами героического эпоса родной земли.

Кто и как почитал бога Велеса

Наибольшее чествование этот дух приобрел у трипольцев, когда земля находилась под созвездием Тельца. Иногда его родословную выводят от мохнатого медведя, который, по поверью, влияет на удачную охоту. В исконные времена существовал культ лапы медведя, получеловека-полумедведя. Поэтому для охотников и ловцов медведь был зверем-тотемом, его задабривали торжественным принесением жертв.

Для воинов Волос вместе с Перуном - главный среди богов. Становясь на защиту земли родителей, Велесовы внуки приносили клятву:

Клянемся богам, в каких веруем, Перуну и Велесу.

Идол Велеса

В договорах с греками Перун воспринимается как божество оружия, а Волос - золота. Своим богом его также считали носители разных промыслов: кузнецы, гончары, свечники, медовары, кожемяки. Он научил людей делать музыкальные инструменты: домры, горны, гудки, дудки, гусли и наделил их хорошим телом, высоким ростом, голосом и слухом.

Волос сам чудесно играет на всех музыкальных инструментах. Однажды, когда между полянами и древлянами поднялась кровавая сеча за «предел», которую не смог остановить даже Перун со своими зарницами, появился Велес со свирелью в руках и так заиграл на ней, так очаровал воинов обеих сторон сердечной печалью, что они опустили мечи и побратались.

Так как Велес был божеством животных, то к нему возносились молитвы о защите скота. Поэтому пастухов иногда называли «велесами». Также его считали опекуном охотников из-за его умения превращаться в медведя. Иногда его имя давали духу зверя, убитого во время охоты. Помимо защитника животных, это божество имело ещё несколько важных функций. Так, он «выпасал» души в загробном царстве. В источниках встречается название дня поминовения умерших как пора Велеса. Согласно поверью, тогда проводился ритуал предания огню костей животных.

Волоса почитали во многих местах, но особенно его чтили на Новгородской, Киевской и Ростовской землях. Хроники говорят, что раньше его идол был водружен на Подоле. Когда древние славяне заключали важные сделки, они призывали для подтверждения своих слов не только Перуна, но и Волоса. Раньше достаток исчислялся поголовьем скота, поэтому неудивительно, что он был так популярен.

Царицынское языческое капище

Наши предки отмечали Велесовые дни, время проведения которых совпадает с современными праздниками Святки и Масленица. Люди наряжались в кожухи и выворачивали одежду. Важным праздником считалась Масленица , которая знаменовала весеннее равноденствие. Забавно, но именно этому дню обязана появлением поговорка «Первый блин комом». Вначале эта фраза звучала по-другому: «Первые блины комам». Верили, будто именно в этот день медведи (комы) впервые выходят из своих пещер.

Рождение Велеса

Легенда о появлении Велеса связана с именем древней богини Лады, жены Сварога, которая не могла родить ребенка. Тогда она попросила о помощи мудрую богиню рода Та посоветовала Ладе пойти на Сметанное озеро, которое находится в Ирии, поймать волшебную рыбу, приготовить особым способом и съесть. Это должно было помочь Ладе с её бедой.

А жена Велеса Азовушка ткёт для мужа своего ковёр-самолёт.

Лада послушалась совета Берегини. Совершив все действия, она взяла рыбьи косточки и унесла их подальше от дома. Спустя некоторое время на лугу, где были оставлены объедки, попаслась Божественная корова и случайно съела их. Немного времени спустя Лада обрадовала мужа тремя дочерьми, будущими богинями, а у Земун родился Волос. Он имел странный облик получеловека-полубыка, но с самого рождения владел волшебством и умел придавать себе любое обличье.

Божество изображают по-разному, но все же есть некий устоявшийся образ. Обычно он выглядит красивым мужчиной с длинной седой бородой и волосами. На плече у него всегда сидит сова как символ мудрости и покоя. В правой руке находится деревянный посох, на навершии которого вырезана фигура медведя или руна Белобога.

Атрибуты и символы Велеса

Как и у всех божеств, у и . Его числом считают шестерку, а атрибутом - лапу медведя и шестиугольную звезду, чье имя иначе звучит как «Велесов щит». Также как один из его атрибутов рассматривают руну Ветра.

Символ Медвежья лапа

Животные, которые сопровождают его, - медведь и бык. Часто он принимает их облик. Бык к тому же является символом рождения божества от священной коровы. Древние славяне почитали тис, ясень, ель, сосну и орех как священные деревья Волоса. Если вы решите сделать , выбирайте древесину этих видов. Конечно, предварительно надо попросить разрешение у дерева и у бога.

Капище Волоса строили в низине, в сыром и тихом месте, или в ельнике на холме. Как ни странно, важным условием являлось присутствие вороньего гнезда поблизости капища. Храм должен напоминать своей формой крест или четырехгранник.

Культ Волоса сейчас возрождается в родноверской традиции. Это неоязыческое религиозное движение, члены которого пытаются дать новую жизнь древнеславянским ритуалам. По мнению родноверов, верования и обряды наших предков являются священными знаниями. Именно поэтому они стараются возродить и воссоздать их.

В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.

Велес - один из величайших богов древнего мира.

Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите - свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави.

Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов - Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.

Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога.Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.

Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых - людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир". В лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога".

Царевна-волхова.Михаил Врубель 1898


Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская летопись").

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель. Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (IV, 5.5-13).

А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмольда в "Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей. В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а хоронят старого бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи" Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу." Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса", преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.

В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. "И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь" .

Чаще всего его изображали мудрым стариком,
защитником растений и животных

Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов "Великопольской Хроники") "для любопытных" "басни", в одной из которых находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)"

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и св. Николай. "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней".

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге, где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.


Велес. Андрей Клименко

Итак, Велес:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.

2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников

3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.

5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.

6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.

7. Податель богатств.

8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому

9. Бог удачи.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.

Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина борода.

На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет природу, второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») - перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до н.э. до конца I тысячелетия н.э. (IX век).

Юлия Алексеевна Цезарь

Потомственная ведьма. Таролог. Рунолог. Мастер Рейки.

Написано статей

Вокруг Велеса до сих пор существует множество загадок, хотя это один из самых известных богов, имя которого изустно нам еще из школьного курса истории. Считается, что он несет ответственность за поступки людей и всего живого в принципе. Велес – бог домашних животных, скота, поэтому есть мнение о его покровительстве низменным людским инстинктам. Некоторые исследователи считают его богом поэзии и богатства, так как он дед Бояна, славянского песнопевца, прославленного в сказках. Не обошлось и без приписывания Велесу черт покровитель мира мертвых, якобы именно он встречает умерших и провожает их к своему роду. Славянский бог не так прост, как кажется на первый взгляд.

Этимология имени неясна. Классической точкой зрения считается происхождение слова «Велес» от «волос». Этот бог действительно изображался с длинными волосами и бородой, лохматым, с рогами и посохом в руке или снопом. В словаре М. Фасмера встречаем толкование «Велес – значит «велий», то есть «великий»». «Волхв» может быть однокоренным словом, кроме того, многие из скитальцев носят одежду мехом наружу подобно славянскому богу. Велис сопоставляется с богом мира мертвых балтов Вяльнасой, Велнсом. У индусов есть демон Вала, пожирающий скот, что отсылает нас к мифологии предков, ведь Велес уводил у Перуна стада небесных овец.

Имя перекликается с древнескандинавским Вотаном, одним из прозвищ Одина. Скандинавский же бог волков VALASS тоже сопоставляется с нашим Велесом. По описанию и функциям в пантеоне он похож на греческого Аполлона и римского Марса. Первоначально Велес лишь ухаживал за скотиной, но постепенно на него стали возлагать и другие обязанности, о чем говорит перекличка с самыми разными культурами.

Еще одной каплей дегтя в теорию «Велес = Волос» является то, что у русичей существовал Змеиный Бог, которого часто звали Волосом. Это прототип Змея Горыныча, славянский дракон, с котором приходится сражаться русским богатырям. Но если говорят Велес, то подразумевают только мудрого старца, который иногда предстает в обличии медведя или быка. Однако идолов Волоса не найдено.

Первое упоминание о Боге Велесе приходится на десятый век и обнаруживается в текстах клятв- договоров Киева и Царьграда между Олегом и Святославом. Судя по тому, какой вес имеют документы, этот член языческого пантеона был не на последнем счет. Печать Велеса – знак, под которым шли все договоры на Руси. Но важно помнить еще о том, что повелевать скотом в древнем мире значило владеть жизнью. В каждом доме славянского человека животные, которые дают мясо, молоко, шерсть, – это основа достатка. К ним относились с почитанием и любовью, недаром еще наши прабабушки пускали зимой телят в дом, чтобы те не замерзли в хлеву. На этом фоне скотий бог удачи был важнейшим языческим покровителем. Если домашние животные не будут здоровы, станут умирать и болеть, то суровую русскую зиму семье просто не пережить.

Помощники Велеса

У этого бога было целое воинство, которое звалось Влесичи. В их ряды входили домовые, лесовики, банники, полудницы, полевики. Все они помогали своему хозяину в его делах, защищали скот от охраняли человека от бедствий. Спасая животных, они уберегали от смерти людей.

Читайте также: Белобог - символ и руна

В помощниках у Велеса целый сонм духов Нави, а этого непросто достичь рядовому богу скотов. В народе он также является символом житейской мудрости, достатка, рачительности и учебы. Оберег Велес притягивает богатство, так как он заведует делами человеческими в Яви, как и вопросами, связанными с домашними животными.

Велес является пастырем мертвых, встречающим душу на Калиновом мосту и уводящий ее через реку Смородину в загробный мир.

Лешие, воинство пастбищ и угодий, также являются помощниками. Славянский бог Велес иногда представляется в обличии Карачуна или деда Мороза, который бродит по зимнему лесу и устраняет недоразумения в виде проталин.

Славянские обычаи, связанные с этим богом

Славяне даже в самые голодные годы после жатвы оставляли на поле сноп сена – волоть – в качестве жертвоприношения. Ему также дали название «Велесу на бородку». Благодарственное подношение оставляли в честь того, что бог помог успешно собрать урожай.

Одной из ипостасей бога является медвежий облик, поэтому к этому животному на Руси относились по-особенному. Когда медведь приходил в деревню, население сразу настораживалось, ведь это значило, что Велес хочет предупредить людей о чем-то.

Оберег Велеса и Перуна вступают друг с другом в конфликт, так, как и сами боги воевали из-за невесты громовержца. Велес похитил девушку, а Перуна бросил в тюрьму. Сыновьям пришлось спасать его, после чего Велес сам попал в подземную тюрьму и стал там хозяином Нави. Перун возвратил славянам Солнце и плодородие. Он считается покровителем только людей княжеской крови, а Велес защищает вообще всех славян.

Символ Велеса, его святилище или капище, было одним из проявления страха и уважения язычников. После принятия христианства на Руси возникла необходимость как-то безболезненно заменить богов другими лицами. Так Велес превратился в святого Власия, который также стал покровителем домашних животных.

Капище, знак Велеса, должно устанавливаться только в определенном месте и при особых условиях. Оно располагается в сырой низине, как символ подземного мира, подводного и змеиного пристанища, но может быть размещено и на горе, там, где растут ели или рядом есть вороньи гнезда. Велесовы дни отмечаются с 1 по 6 января и 10 февраля.

Печать Велеса изображалась на оружии. Это божество запускает колесо жизни человека и встречает его в самом конце. Во многом от решения Велеса зависит то, какой будет смерть ратника. Бог удачи был оборотнем, о чем свидетельствуют его многочисленные ипостаси, поэтому не чурался охоты и хорошей добычи.

Звезда Велеса сопровождала путников в странствиях с целью или без. Его называли Господином Дорог, покровителем торговли, честной выгоды и различных ремесел. Велес принимал важнейшее участие в распределении талантов человеку при рождении.

Печать Велеса – ваш личный амулет

Оберег можно сделать самостоятельно, нарисовав соответствующий символ на кусочке кожи или приобрести серебряное изделие, сплав. Руна Велеса запятнана стремлением присвоить себе древнюю культуры Третьим Рейхом, но на самом деле талисман является сильнейшим охранителем человека и домашних животных.

Рассмотрим значение имени важнейшего представителя славянского пантеона - бога Велеса (Волоса) в соответствии с тем подходом, что изложен нами в четвертой главе книги. 1) Ведающий (В) естеством (Е) архетипа (луча) (Л) естественно (Е) соединяет (С); 2) Ведающий (В) естеством (Е) проникновения (Л), естественное (Е) соединение (с ним?) (С); 3) Ведающий (В) естеством (Е) закона (Л), естественно (Е) связывающий (С); 4) Ведение (В) всеобщего (О) архетипа (закона) (Л), всеобщее (О) соединение (С).

Рассмотрим какие выводы можно сделать о функциях бога из вышеприведенных переводов его имени. Во-первых, Велес ведает и охраняет всеобщий, естественный закон. Он соединяет своих почитателей естественно, по естеству, т.е. он отделяет "овец от козлищ" и по всеобщему архетипическому признаку объединяет своих, т. е. он племенной бог. Более того, хранитель мудрости: знает их естество (созвучно слову "волхвы"). Одно из значений (2) поведает о проникновении куда бы то ни было. Дело в том, что буква "Л" , в образном понимании, дает значение архетипа, прототипа и луча. Образное понимание луча (а иначе понять стиль мышления древних народов невозможно) строится как нечто всепроникающее. Не случайно к волосам (однокоренное слово с именем бога Волоса/Велеса) относились с осторожностью и почтением. Бритье бород Петром I вызывало бунты на Руси. Рассмотрим официальную точку зрения из двухтомника "Мифы Народов Мира” (далее МНМ). Велес, "Скотий бог", покровитель домашних животных, богатства, соотнесен с золотом. Есть переплетение с культом медведя, как хозяина животных. Баян в "Слове о полку Игореве..." назван велесовым внуком, это может отражать древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией (это вполне логично, т.к. по нашему анализу Велес ведает естеством закона), т.е. отвечает за колдовство, обряд, мистическую сторону жизни). По МНМ Велес связан с сельскохозяйственным культом, ему оставляют колосья "на бородку". Предполагают, что в исходном праславянском мире Велес был противником Перуна. Рассмотрим, что общего в нашей трактовке с трактовкой МНМ. Во-первых, Велес не создает закон, а ведает его. Он соединяет по родовому признаку. Зная законы и тайны, он может как помогать (функция защиты скота, посевов, богатства), так и уничтожать. В том же МНМ сказано, что он иногда понимается как лютый зверь, черт и т. д. Функция его проникновения везде логично может связываться с тем, что он считается хранителем кладов. По реконструированному индоевропейскому мифу, Велес крадет жену или корову Перуна и является его противником. Всепроникаемость Велеса (в нашей расшифровке) указывает на его воровство "в потенции". Более того, Велес естественно соединяет, возможно, не только род подопечных людей тотемом, которым он является (скорее всего, в образе медведя), чему есть ряд подтверждений как в фольклоре, так и в научных трудах. Он отвечает за богатства и клады, которые, возможно, и собирает сам, пользуясь своим всепроникновением.

Он не может иначе, подобное к подобному. Если есть в земле золото, то он должен к нему добавить еще золото. Кто-то богат скотом, обязательно даст еще, подобное подобному. Судя по имени Велеса, а так же по сохранившимся преданиям и отрывкам, Велес - земной бог. Не случайно князь Владимир отделил его от пантеона и поставил идола на Подоле. Принцип противопоставления земли и неба, видимо, сказался в отношении к Велесу. Глубокое знание ("ведение") законов и архетипов дает возможность их избегать и обходить, будь то людской или божественный закон. Велес сродни скандинавскому богу Локки, который именно этим и занимался. Предполагаемый конфликт Перуна, как явно небесного бога, с Велесом имеет более глубокие корни, чем предполагалось. Если допустить, что Перун присвоен как личный покровитель князя, то фактически Велес - покровитель народа. Он учит народ уклоняться от закона властьпредержащих. Следовательно, окружение князя негативно отзывается о прототипе этого обмана - Велесе. Надо учитывать тот факт, что боги воспринимались как реальность. Отсюда многие черты черта в этом боге. А если добавить его вороватость, капризность, самоволье и возможность проникнуть куда угодно, скрыться, а также силу родового объединителя (род всегда противостоит центральной власти), то странно, как князь Владимир терпел Велеса даже на Подоле. Имя Велеса созвучно с глаголом велеть. Ведение естества луча (архетипа), видимо, и сводится к знанию и пониманию верховных небесных повелений. По закону подобия приходим опять к тому, что земля - отражение небесного, следовательно, Велес имеет власть велеть, повелевать. Исходя из сохранившихся и по сей день обрядов видно, что Велес (позднее святой Власий и святой Микола) являлся одним из основных, самых близких богов для крестьян. В идеале рассматривая дореволюционных добротных крестьян, мы можем вывести облик Велеса по тому же закону подобия, в данном случае, идеалу. Он с хитрецой, оборотливый, трудолюбивый, терпеливый, но может стать буйным, жадным, беспощадным. Большое количество растительности на лице и на теле в народе - символ богатства. Велес отвечает за богатства, второе его имя Волос. Он тотем рода. Из этого мы можем повторить вывод ряда ученых, что его прототипом, скорее всего, был медведь. Перун - бог грозы и грома - считается покровителем княжеской дружины и ее предводителя. Внешне - немолодой муж. У идола бога имелись золотые усы и "серебряная" голова. В источниках ничего не сказано о бороде. Видимо не случайно, т. к. ее нет. По другим источникам имел бороду, которая почему-то имела большое значение. Главное оружие - камни, стрелы, топоры. Причем существенно, что стрелы Перуна, достигнув земли, каменели. Миф о Перуне, восстановленный по белорусской и некоторым другим славянским традициям гласит о том, что Перун, первоначально на коне или колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага или ранее то существо, которое олицетворяется Волосом/Велесом. Велес последовательно прячется (его "всепроницаемость" соответствует вышеприведенной трактовке) от Перуна в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. Сделаем некоторое отступление. Велес может прятаться только в родственных себе вещах, в том, чем он повелевает. Следовательно, деревья, камни, животные (но не птицы), люди - все во власти Велеса. Велес - фактически хозяин земли. Если он что-то украл у Перуна, то украл у неба для своего хозяйства, украл для земли. Следовательно, можем предположить гипотетическую связь Велеса с Прометеем. После символической победы Перуна над одной из нижних ипостасей Велеса - змеем - освобождаются воды, а в архаических и боковых трансформациях мифа - скот, женщина и т.д., и проливается дождь. Одно из истолкований мифа, как мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Ритуалы, связанные с Перуном, соотнесены с дубами и горами, приурочены к четырем сторонам света. До того, как начать побуквенный анализ имени Перуна, рассмотрим сам миф. На последующем допущении авторы не настаивают, но считают его очень вероятным. Рассмотрим, что же похищает Велес у небесного Перуна. Это - то коровы, то богини дарительницы различных благ, например, Додола. В древнеиндийской мифологии есть миф о похищении коров у бога громовника Индры. Похищает их некий таинственный полубожественный народ. Коров прячут в скалах, следовательно, народ связан с землей, скалами. Коровы эти дают благополучие и довольство. То же можно сказать о гипотетических коровах Перуна. Рассмотрим, чем была корова для древних народов. У древних египтян небесная корова олицетворяет небо. Она утром рожала солнце, вечером его глотала. У древних скандинавов небесная корова лизала камни, вследствие чего, появились боги - ассы, т.е. она прародительница и Солнца, и богов. Она - символ плодородия, изобилия, благоденствия. В индийской мифологии корова Камадхену, исполняющая любые желания, появилась из океана при его пахтанье. В "Ригведе", гомеровском эпосе и латинском языке слово "вымя" коровы означает изобилие, плодородие и т. п.. Сравним бога Велеса и греческого титана Прометея, что поможет лучше понять взаимоотношения персонажей в славянской мифологии. 1. Велес - земной бог, тесно связан с землей и ее недрами. Прометей - титан - рожден землей, тесно связан с ней и жизнью на ней. 2. Велес отвечает за благополучие людей, их посевов - " велесовы бородки", скота - "скотий бог", благополучие и богатство (в договорах русских князей с Византией соотнесен с золотом). Прометей также помогает людям, учит их всему: ремеслам, сельскому хозяйству, скотоводству. 3. Велес - хитрый, изворотливый, обманывает богов неба. Прометей - буквально "мыслящий прежде", "предвидящий", обманывает богов неба. 4. Велес - покровитель, соединитель племени, его тотем. Прометей объединяет черты "божественного покровителя" племени. 5. Велес имеет независимое положение от небесных богов - идол стоит на Подоле, имеет хтоническое происхождение. Прометей сохраняет независимое положение от богов из-за своего хтонического происхождения - сын Япета (см. раздел "Космогония"). 6. Велес может (как и бес) вселяться в человека (прячется от Перуна), предположительно предок или создатель людей. Прометей создатель людей(?). 7. Велес противостоит громовнику Перуну, до сих пор имеет поклонение в образе святого Николы, который противопоставляется св. Илье Пророку. Прометей противостоит Зевсу, получает поклонение народа. 8. Велес-Змей борется с Перуном, крадет хитростью, Перун действует грубой силой. Прометей борется с Зевсом хитростью, Зевс действует грубой силой. 9. Перуна зовут Перуном, его молнии (стрелы) - перунницами. Молнии Зевса зовутся перунами. 10. Велес крадет то коров как носителей блага, то богинь как носителей того же блага. Добычу приносит на землю. Прометей крадет у неба "премудрое умение" Гефеста к ремеслам, и Афины (мудрость, счет) вместе с огнем и отдает на землю людям, т.е. крадет блага для людей. 11. Велес-Змей наказан за проступок посредством камня, оружие Перуна - камни, каменные стрелы. Прометей жестоко наказан за проступок посредством камня - прикован к скале. Так что же украл Велес у Перуна для земли, возможно, для людей? Очень вероятно, что огонь и небесные блага. Не случайно, что после битвы Велеса и Перуна идет благодатный дождь. Огонь появился у людей в результате возгорания от молнии (Перуна), и кому же было похитить его для своих людей как не Велесу. Кстати, осуждение Велеса и превознесение Перуна, как покровителя властителя, аналогично осуждению Прометея и вознесения Зевса уже во времена Гомера. Миф о Прометее, видимо, идентичен мифу о боге Индре и его коровах. Все происходит по одному сюжету, с осуждением грабителей с земли. Однако, люди не могут получить блага иначе, как с неба, поэтому все подобные мифы имеют известный контекст. Отпертые воды Перуном после битвы (в других вариантах - дождь). Истребление Зевсом с помощью потопа людей (по одному из вариантов) после наказания Прометея. После столь долгого отступления вернемся к имени Перуна. Перун: 1) отец (П) естественного (Е) действия (Р), дух (У) неба (Н); 2) отец (П) естества (Е), действие (Р) духа (У) неба (Н); 3) отец (П)естество (Е) рождающий (Р), духом (У) накрывающий (Н); 4) отец (П) естества (Е), рождающий (Р) дух (У) неба (Н); 5) покрывающий (П) естество (Е) действием (Р) дух (У) не ба (Н); 6) покрывающий (П) естество (Е), действие (Р) духа (У) накрытия (Н). Из этих трактовок можно сделать следующие выводы: Перун отец, покровитель естества, родил проявленный мир, покрывает естество действием, т.е. он породил, но может и уничтожить, он каратель. Перун рождает дух неба, действует духом неба, накрывает и карает им. В некотором приближении можно сказать, что он сам является духом неба. Мы полагаем, что духом неба почитался небесный огонь, молния (кроме небесного огня, следует назвать огонь срединного мира - Смаргла, Сварожича и подземный огонь - Пекленец. Отцом огня выступает Сварог, таким образом, - Перун - сын Сварога). Перун - карающий бог, в свою очередь строгий отец; он покровительствует, но не помогает в отличии от Велеса. Камни Перуна (аналогично в финской мифологии верховный бог - громовник Укко - высекает огонь камнями) являются орудием высекания молний. Можно провести аналогию высекания искр с помощью кремней нашими предками. Выбор Перуна, как покровителя воинов, вполне правомочен. Перун занимается естеством, т. е. занимается людьми, их жизнью, природой. Слова: “вперить”, “перед”, “перо”, “переться” и т. д., вполне вероятно, являются однокоренными имени Перуна. Вообще, видимо, любое "покрытие действием", проникновение, воздействие связано с идеей Перуна, и это будет рассмотрено в отдельном разделе.