» » Диагностика биополя на предмет подселения или влияния нечисти, сущностей. Подселенцы в человеке: лярвы, бесы, покойники Как переместить душу в другое тело

Диагностика биополя на предмет подселения или влияния нечисти, сущностей. Подселенцы в человеке: лярвы, бесы, покойники Как переместить душу в другое тело

Невидимый астральный мир существует и он наполнен духами, энергиями разных эгрегоров, лярвами, фантомами, душaми, которые не смогли покинуть этот мир из-за внезапной кончины, астральными сущностями…и все это буквально витает над нашими головами.

Чаще всего в людей подселяются темные демоны, которые крадут таким образом силу, энергетику и здоровье. Также подселенцем становится дух умершего, по какой-то причине оставшийся в нашем мире. Известно множество типов подселенцев, нo чаще всего приходится сталкиваться с лярвами, бесами, покойниками. Сущности «липнут» ко всем, независимо от того, чем занимается их жертва, практикует ли она магию и т. д.

Откуда берутся подселенцы и признаки присутствия

Подселенцы приходят из астрала и цепляются за ауру человека. Зависимо от причин, по которым в биополе заводится сущность, выделяют несколько основных разновидностей подселенцев:

Родовые. Передаются по наследству: к примеру, «переходят» к старшей представительнице семейства после того, как умирает ее предшественница. Сущности выполняют те функции, ради которых они некогда попали в род. Часто это бесы-защитники или покойник-предок.

Призванные. Пo наводке врага, желающего причинить вред. Специально «приглашаются» колдуном для себя ради защиты или помощи в обрядах.

Порчельные (Умышленные) . Привязываются в результате намеренного негативного воздействия на человека. Цель мага – ухудшить жизнь жертвы, а иногда и довести до смерти.

К основным симптомам воздействия можно отнести резкое изменение поведения человека. Глядя на знакомого человека, вы словно не узнаете его, как-будто говорит слова и совершает поступки другой человек. Он становится суетлив и раздражителен. Испытывает навязчивый и беспричинный страх, человека также может сопровождать постоянная усталость, панические атаки, болезненность, отрешенность, невезение, голоса, дающие команды и управляющие поведением, фантомные боли, припадки буйства и истории, нехарактерное поведение.

Распознать их можно по следующим признакам:

  1. Неконтролируемая страсть к чему-либо.
  2. Неспособность управлять своими желаниями.
  3. Беспочвенные страхи, касающиеся даже простейших ситуаций.
  4. Гипертрофированность фантазий.

По сути, лярва – это избыточное желание и чрезмерная страсть. И чем крупнее сущность, тем более важным становится для человека следование мысли или эмоции, которая когда-то породила подселенца. На энергетическом уровне лярва видна как полип, сгусток, пиявка (чаще всего белого цвета). Запаха она не дает.

Следующие - бесы или астральные тела, существующие за счет вредных привычек человека. Hестабильный эмоциональный фон является для них лакомством. Чем больше человек зависит от своих пагубных страстей, тем комфортнее бес чувствует себя внутри хозяина. Они имеют разум и собственную личность, которую пытаются навязать жертве. Pаспознается по таким симптомам:

  1. Изменение характера: из скромного и спокойного человека вдруг «вылезает» самоуверенный выскочка, цепляющийся ко всем.
  2. Характерный неприятный запах, исходящий от тела: серный или напоминающий аромат мокрой шерсти.
  3. Склонность к беспорядочным половым связям и сексуальным извращениям.
  4. Стабильно повышенная температура тела, не связанная с каким-либо заболеванием.
  5. Любовь к алкоголю, тяга к курению, наркотическая зависимость.
  6. «Колючие» глаза, ненормальный взгляд.
  7. Провалы в памяти, при которых человек не помнит, что он делал
  8. Агрессивность, стремление навредить, обидеть
  9. Расщепление личности, шизофрения.

Близкие лишь со временем начинают замечать изменения в поведение, не свойственные человеку. Это может проявляться в необоснованной тяги к азартным играм, к алкоголю, грубое отношение и невнимание к родителям и детям…Примерный семьянин вдруг уходит из семьи, сдержанный и добрый человек становится не в меру агрессивен и груб. Трудяга начинает употреблять алкоголь и теряет работу.

Одержимые в редких случаях начинают слышать голоса и даже видеть тех самых вампиров, которые тянут из них жизненную энергию. Они навязывают своему хозяину тактику поведения, заставляют совершать жестокие поступки, o которые в обычной жизни человек и не помышлял бы. Такое подселение вполне может разрушить психику человека и довести его до психиатрической больницы, а в запущенном случае и до самоубийства.

Бес защищает своего «подопечного». Человек выживет, сев пьяным за руль, будет отведен от агрессивных компаний, не замерзнет в снегу… Сущности нужно, чтобы его «кормушка» продолжала функционировать: чем дольше проживет оболочка, тем больше силы и энергии удастся урвать подселенцy. После гибели хозяина, бесы стараются переместиться в кого-нибудь другого, часто выбирая для этой цели родственников предыдущей жертвы.

Подселение мертвеца

Многие усопшие не до конца уходят из материального мира, их души продолжают скитаться по земле. В основном, не покидают пределы своего кладбища и некогда важных для него мест, но иногда покойник цепляется к биополю человека. Самопроизвольное подселение мертвеца происходит по причине ослабленной энергетической защиты. Человек, длительное время пребывающий в подавленном стрессовом состоянии, слабеет не только организмом, но и энергетикой. Неуспокоенные духи, у которых остались в нашем мире дела, часто пользуются такими людьми, как контейнерами, постепенно подчиняя их своей воле.

Cимптомы присутствия:

  1. Усталость, сонливость, хочется спать сутками.
  2. Тупая головная боль, спутанное и затуманенное сознание.
  3. Суицидальные мысли, отсутствие страха смерти, размышления о бессмысленности жизни.
  4. Ощущение смертельной угрозы или неопределенной, но неизбежной опасности (при совсем свежем подселенце).
  5. Мутный взгляд, «пьяные» глаза.
  6. Холодные конечности, озноб даже в сильную жару, всегда пониженная температура тела.
  7. Безропотность, неспособность действовать, смирение со своей «тяжелой судьбой».
  8. Моложавость, отсутствие признаков старения (заметно при длительном нахождении подселенца в биополе).
  9. Запах тлена и разложения от тела.
  10. Выраженная бледность, общий вид, будто «только что из могилы».
  11. Депрессия, апатия, потеря интереса к чему-либо, приглушенный эмоциональный фон, полный уход в себя и нежелание общаться.

Kогда мертвяк подсажен на порчу, тело изнашивается гораздо быстрее положенного. Если бесноватые притягивают всевозможных алкоголиков и разных «веселых» личностей, то покойник в биополе провоцирует внимание со стороны цыган. Они не пристают с предложением погадать, а в испуге уходят как можно дальше. Это объяснимо, поскольку многие цыгане действительно обладают магическим зрением. Мертвяк виден как силуэт за спиной. Человек может ощущать присутствие покойника по ночам: ему будет казаться, что на него смотрят.

Энергетические подселенцы (духи мёртвых, лярвы и другие сущности) — это не ангелы-хранители, по роду службы занятые безопасностью своего подопечного. Подселенцы преследуют собственные цели . Сущностей иногда удается использовать в личных интересах, но лучше не ввязываться в подобные отношения. Как только «гостя» прогоняют, люди по-новому смотрят на жизнь: она действительно начинает играть новыми красками, когда больше не требуется делиться ею с кем-то.

Не стоит впадать в отчаяние. При первых же признаках подселения проведите очистительные ритуалы, а также усильте родовую защиту и энергетику.

(Visited 4 144 times, 1 visits today)

Подселение – это негативное воздействие, которое идёт на человека из астрального мира. В основном это бесы, энергетические вампиры, энергосущности.

Есть сущности, с которыми человек живёт всю жизнь, и может самостоятельно с ними справиться – это, так называемые, собственные сущности.

Собственные сущности – это наши негативные мысли, поступки, слова, действия. Есть сущности, подселённые из астрального мира специально, чтобы навредить. Как правило, подселяют их маги и колдуны по заказу. Сущности не имеют физического тела, но обладают сознанием. Я очень хорошо чувствую их по запаху. Каждая сущность имеет свой запах.

Подселённая сущность может манипулировать человеком, давать ему всевозможные задания, и, в случае не повиновения, наказать в виде болезни. Энергосущности питаются гневом, ненавистью, завистью, жадностью, ревностью, злобой. Они заставляют человека совершать нехорошие поступки.

Вы наверное слышали такое высказывание: “Бес попутал”. Бесам не выгодно, чтобы человек изменился. Если человек бросит употреблять алкоголь, то бесу придётся искать новую жертву, чего они не любят делать. Поэтому и заставляют, уговаривают, запугивают, чтобы остаться именно в этом теле.

Случай из собственной практики:

Ко мне ходил молодой человек, который после пяти сеансов признался, что сущность беседовала с ним, каждый раз, когда он собирался ко мне на сеанс. Она говорила: “Ну что ты к ней прёшься! Она ведь только деньги с тебя сдирает, разве ты не понял? Нам с тобой так хорошо вместе! Не ходи к ней, давай лучше за бутылочкой сгоняй, посидим. И на работу не ходи, тебя же мамка кормит”. После сеанса она ему говорит уже полуживым голосом: “Не бросай меня, бросишь, убью! ” Только после трёх курсов оздоровления голос исчез. Молодец парень, выдержал!

Если у вас появились эти симптомы, срочно обращайтесь к специалистам, не затягивайте, не будьте скептиками, не доводите себя до безумия:

  1. Сильная усталость, потеря энергии, отсутствие жизненных сил;
  2. Нет сил и желания работать, заниматься домашними делами, приводить себя в порядок. Сначала возникает лень, далее нежелание умываться, убираться, отвечать на телефонные звонки, общаться с кем-либо. Человек полностью замыкается в себе;
  3. Ломота во всём теле. Врачи не могут поставить точный диагноз. С каждым днём становится хуже;
  4. Эпилептические припадки;
  5. Навязчивые состояния, мысли, голоса, галлюцинации;
  6. Манипулирование сознанием, человек перестает себя контролировать;
  7. Раздвоение в делах, чувствах;
  8. Страхи и панические атаки;
  9. Депрессия;
  10. Полное безразличие к жизни, работе, семье;
  11. Мысли о суициде;
  12. Мысли об убийстве;
  13. Алкоголизм, наркомания, игромания;
  14. Боли неизвестного происхождения;
  15. Неадекватное поведение (странные манеры, жесты, нецензурная брань).

Вы скажете, что многие этим страдают. Да, конечно, и более того, живут с этим и даже не подозревают, что бесы не дают им завести семью, найти хорошую работу, родить ребёнка, иметь хороший достаток. Бесам выгодно, чтобы человек страдал, болел, унижался, плакал, попадал в разные неприятные ситуации. Ведь это их питание.

Подселение сущности в человека, живущего рядом в одном доме, квартире вместе с вами, является поводом подумать о . Так как имеющаяся в человеке «бяка» направлена не только на то, чтобы изрядно подпортить жизнь донору, но и рядом с ним живущим людям. Зачастую, в доме, где живет сущностный человек, открыты астральные коридоры, дыры и окна, что дает возможность проникать из непроявленного мира в реальный всяким энергетическим тварям.

Конечно, просто чистка квартиры без очищения биополя сущностного человека принесет только кратковременный эффект, так как имеющаяся в нем живность стремится заново восстановить контакт с тонким миром. Спустя уже 3 — 6 месяца все вернется на круги своя, в помещении также будет сложно находиться, будет также ощущаться чувство подавленности, тяжести и усталости.

Очищение биополя сущностного человека также должно сопровождаться чисткой жилого пространства, чтобы имеющиеся в доме астральные живности не оказывали пагубного влияния на его биополе.

Как определить, что имеется подселение сущности в человека?

Присутствие беса в поле человека выявить довольно легко, так как бес сам стремится себя показать. Многие, наверное, имеют по фильмам представление, что такое одержимый, и что такое сеанс экзорцизма. Так вот, признаки подселения сущности с этим мало имеют чего общего. На сто процентов точно сказать, есть ли подключение сущности на том или ином человеке, вам смогут только специалисты эзотерики. Но есть моменты, по которым вы сможете установить присутствие энергосущности самостоятельно.

Как определить подселение сущности в том или ином человеке

Можно точно сказать, что перед вами сущностный человек, если

  • Если вас сильно утомляет общение с этим человеком, вы постоянно зеваете в его присутствии, если вас одолевает внутренний тремор.
  • Если вы всячески избегаете с ним общения, его присутствие вас угнетает или появляется раздражение.
  • Если после общения с ним у вас появляется чувство тяжести, усталости, разбитости, ощущение «выжатого лимона».
  • Если после взаимодействия с ним у вас ухудшается пищеварение, возникают различные расстройства, отравления.
  • Если вы ощущаете дискомфорт в том месте, где сущностный человек часто пребывает, сидит, лежит или что-то делает.

Как определить наличие подселения сущности в себе?

Взгляд со стороны позволяет легко выделить людей, имеющих подключения к энергосущностям. Гораздо сложнее продиагностировать на предмет их наличия себя. Ниже приведены признаки и симптомы определения присутствия потустороннего влияния.

Если вы обнаружите, что отвечаете утвердительно хотя бы на три из них, значит, вы подвержены влиянию той или иной сущности, то вы не всегда поступаете так, как этого действительно желаете. Итак, что говорит о наличие энергосущности в вашем биополе:

  • Если у вас имеется нарко-, алко- табакозависимость.
  • Если у вас склочный характер, любите провоцировать негативную ответную реакцию людей из окружения.
  • Если вы любите жаловаться на жизнь, судьбу, любите мусолить сплетни, высказываете постоянно недовольство жизнью, часто ворошите прошлое, особенно его негативные моменты.
  • Если провокация на скандалы – это одно из излюбленных ваших занятий, если вы всегда ищете предлоги для ссоры, любите порицать, унижать человеческое достоинства и во всем считаете себя правым.
  • Если вы любите слишком много болтать, до такой степени, что ваши собеседники стремятся побыстрее вас покинуть, зевают в вашем присутствии и иногда даже засыпают.
  • Если вы любите орудовать лестью, играть в маски-шоу, плести хитроумные интриги.
  • Если вы любите косить под тупого, дабы раскрутить собеседника на продолжительные объяснения, перевод разговора на отвлеченную тему со словесным поносом с вашей стороны.
  • Если у вас имеются какие-то фобии.
  • Если вы слышите какие-то голоса и команды деструктивного характера, которые забивают ваш внутренний голос, и бывают слишком навязчивыми.
  • Если у вас возникают мысли суицидального характера, увлечены с головой азартными играми, склонны к ведению беспорядочных связей, бродяжнического образа жизни.

Важно вовремя определить в себе и близких к вам людях больного биополя, чтобы обратиться к специалистам и помочь себе жить свободной от негатива жизнью. Самостоятельно избавляться от влияния реально, но достаточно сложно. Помощь специалиста заключается не только в диагностике наличия подселения, но и в освобождении вашего биополя от этого влияния, установке защиты. Но следует помнить, что не все в силах специалиста. Если вы не станете стремиться к совершенствованию, пониманию и контролю своих эмоциональных состояний, мыслей и действий, то даже самый сильный эзотерик не сможет избавить ваше биополе от сущности навсегда. Рано или поздно она может вернуться.

Известно что, в момент смерти душа уходит из физического тела. Но оставленное тело может быть еще не совсем безнадежным. На протяжении какого-то времени после того, как душа оставила тело, оно, вероятно, поддается оживлению. И вот в эти самые минуты в покинутое собственной душой тело и может вселиться душа какого-то другого человека, который только что умер.

Тот человек скончался окончательно и бесповоротно. Его душе ничего не оставалось, как покинуть физическую плоть. Но, покинув ее, душа по какой-то причине не отлетела в другие миры, а нашла себе новое тело - именно то, которое оставила собственная душа и которое еще возможно оживить. В жизни это выглядит так: больной . У него ясное сознание, но никого из родственников и знакомых не узнает и не помнит свою жизнь. Зато вдруг начинает вспоминать чью-то чужую жизнь…

1970-е годы – в зарубежной прессе много писалось о 12-и летней Елене Маркард, из Западного Берлина. Девочка перенесла тяжелую травму и на протяжении долгого времени была без сознания, а придя в себя, перестала узнавать родных и понимать родной немецкий язык. Но вместо этого начала хорошо говорить на итальянском, который никогда не учила.
По ее словам, звали ее Розетта Кастильяни. Свою жизнь она безвыездно прожила в Италии и там же в 30 лет умерла после несчастного случая. Елена-Розетта вызвала интерес у ученых. Ее привезли в Италию. Девочка узнала свой городок и свой дом, а увидав свою постаревшую дочь, окликнула ее по знакомому им обоим детскому прозвищу.

Подобный случай произошел в 20-е годы XX столетия в разгар эпидемии испанки, которая унесла, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов человеческих жизней. В переполненном пражском морге вдруг ожил один из трупов. По больничным записям, это был некто Карел Турный, житель Праги. Родственницу, которая пришла его навестить, он не узнал. В тот же день он выписался из больницы. Но направился он не в свою городскую квартиру, а куда-то в сельскую местность. В некоей деревне он вошел в один из домов и заявил, что он тут хозяин. Назвался фамилией и именем хозяина и привел многие подробности «своей» жизни здесь.

Позже полицией было установлено, что настоящий хозяин скончался от испанки почти одновременно с Карелом Турным, и их трупы находились в одном морге. Осталось неизвестным, каким образом Турный узнал так много об умершем хозяине дома, ведь в той деревне его никто в глаза не видел.

Маньяк - он и в другом теле маньяк

1964 год – в тюрьме штата Техас во время бунта было убито два десятка охранников и заключенных. Охранник Джимми Хоум на протяжении долгого времени не мог выйти из комы. Когда пришел в себя, оказалось, что он ничего не помнит из того, что было с ним до ранения. Зато у него появились нехарактерные для него привычки и мексиканский акцент. Выписавшись из госпиталя, он, даже не попрощавшись с семьей, уехал из Техаса.

Какое-то время спустя в разных местах американского Среднего Запада произошла серия нападений на женщин. Полиция узнала характерный почерк одного известного им маньяка, мексиканца по происхождению. Но этого маньяка давно поймали, он содержался в техасской тюрьме и был убит во время бунта заключенных. Чтобы убедиться в том, что он мертв, была вскрыта его могила и исследовано тело. Не было никаких сомнений, что это был именно его труп. Но, в таком случае, получалось, что за женщинами гоняется его двойник, точная копия…

Хоум в конце концов был пойман и подвергнут психиатрической экспертизе. Он сознался, что он не Хоум, а тот самый мексиканец, который сидел в тюрьме и погиб во время бунта. Стал он таким после своей смерти и понятия не имеет, как получил тело Хоума. Его отправили в психушку, где он в скором времени и скончался. Тайна его так и осталась нераскрытой.

Воскресший художник

Считают, что чаще всего случаются во время массовых смертей - эпидемий или войн. Самый известный из таких случаев произошел во время Второй мировой войны.

Дэвид Читлахе Паладин был типичный уроженец американской глубинки. Учился, как все, в обыкновенной школе, прилежанием не отличался, скорей наоборот - несколько раз оказывался в исправительной тюрьме для подростков. 1944 год – он солдатом прибыл в Европу. В бою, получил тяжелое ранение, оказался в плену и подвергся пыткам. Немцы его, умирающего, поместили в концлагерь. Пришедшие сюда англичане нашли его среди трупов. Тело было опознано по отпечаткам пальцев и его собирались отправить в Америку, как вдруг обнаружили, что у молодого солдата пробивается пульс.

Дэвида лечили в госпиталях Европы, потом перевезли на родину. На протяжении двух с половиной лет он ничего не понимал и никого не узнавал, а когда наконец пришел в себя, заявил окружающим на ломаном английском: «Я художник, меня зовут Василий Кандинский».

Поначалу решили, что он не в себе, но молодой человек очень скоро доказал всем, что психически вполне здоров. Правда, по-английски он изъяснялся с сильным акцентом, раньше ему несвойственным. И, что еще удивительней, он хорошо знал русский и французский языки, которые никогда не учил. Причем по-русски говорил без акцента и довольно грамотно.

Позднее, когда этим случаем заинтересовались журналисты и ученые, обнаружилось, что знаменитый русский художник-авангардист Василий Кандинский умер в 1944 году во Франции в 78-и летнем возрасте в те дни, когда Дэвид Паладин лежал в трупном бараке немецкого концлагеря.

Дэвид старался как можно больше узнать о своей жизни в Америке. С этой целью он вел активную переписку с родственниками и знакомыми Паладина. Тогда же, нигде этому не учась, стал писать картины маслом. Искусствоведы, которым их показывали, были убеждены, что это подлинники Кандинского.

Позже Дэвид отошел от живописной манеры Кандинского и вообще начал меньше уделять внимания рисованию. Его увлекать стала игра на фортепьяно. И этому нашлось объяснение в его предыдущей жизни: исследователи выяснили, что у настоящего Кандинского было музыкальное образование и он прекрасно играл на этом инструменте. Уже через 5 лет после своего чудесного оживления Паладин возглавлял художественную студию и одновременно (закончив всего 6 классов обычной школы!) читал лекции по теологии в Денверском университете.

Возникает логичный вопрос: почему в описанных случаях тела были оживлены чужими душами, а не их собственными?
От ученых ответ мы, наверняка, услышим еще не скоро. Зато свое мнение есть у оккультистов. Они полагают, что душа бывает сильной и слабой. Сильная душа, в отличие от слабой, способна повторно вселяться в человеческое тело. Вселяются души, как правило, в тела младенцев. Но могут вселяться и в тела взрослых людей, заменив им их родные души. Согласно этой теории, души Кандинского, мексиканского маньяка и чешского поселянина были сильными. Поэтому они и оживили практически мертвых Паладина, Хоума и Карела Турного.

Мы привыкли считать свое тело вместилищем разума и чувств. Мы верим, что наше тело всегда с нами. Илья Колмановский на своем опыте убедился, что человек легко может переселиться в чужое тело, перепутать собственную руку с резиновым муляжом и даже выйти из себя в буквальном смысле слова.

Муляж имел форму человеческой кисти, но пальцы совсем не были похожи на мои и без кольца на безымянном. Резиновая кисть торчала из-под куска клеенки, которым была накрыта верхняя половина моего торса – так, что моя настоящая кисть, которая покоилась на столе правее, сантиметрах в тридцати, была не видна.

Я не заметил, как это произошло. Просто в какой-то момент кусок резины, лежавший передо мной на столе, превратился в мою правую кисть. Мне помогает аспирант лаборатории «Мозг, тело и самосознание» в Каролинском институте в Стокгольме (в том самом, где выдают Нобелевские премии) по имени Бьорн. Он хранитель неслабой коллекции резиновых кистей (одна – с затекшими разводами крови; для чего – никто не признается), ног и целых манекенов, разложенных в строгом порядке в прозрачных икеевских пластиковых контейнерах. Сначала он около минуты водил двумя кисточками по моим невидимым пальцам и по видимым пальцам муляжа, синхронно попадая по одним и тем же участкам. Потом отложил кисточки и стал водить просто собственными пальцами – теплыми и живыми; я на секунду расфокусировал взгляд, и вот в этот момент что-то переключилось во мне, как бывает при сильном зевке после обеда, после которого внезапно выясняется, что началась вторая половина дня, – вдруг резиновая рука стала моей. На столе больше не было двух предметов, две правые кисти совместились в моей голове. В какой-то момент Бьорн нажал чуть сильнее, и мне явственно показалось, что «кожа» на муляже вдавилась – хотя это было невозможно, муляж совершенно жесткий. Наконец он достал кухонный нож и нацелил острие между двумя костями резиновой пясти. Услуги бухгалтера в мытищах будут как раз кстати.

Я вскрикнул. Тут в зал властной походкой вошел высокий, полноватый, совсем молодой на вид блондин, с розовощеким младенческим лицом в обрамлении длинных прямых волос – профессор Хенрик Эршон. Его знает весь нейробиологический мир; да и популярная пресса не упускает возможность рассказать о невероятных иллюзиях из его лаборатории – правда, все больше в качестве курьеза. Я-то понимаю, что эти эксперименты на самом деле раскрывают одну за другой тайны работы нашего мозга. Мне хочется пожать его руку, которую он уже довольно давно и с некоторым раздражением держит протянутой, но я не могу: мне кажется, что мою правую кисть парализовало, ведь я смотрю на резиновую руку, и она не шевелится. Отогнав морок, я вскакиваю со стула и следую за профессором в его кабинет – чтобы расспросить его, как он начал заниматься иллюзиями.

Когда в 1998 году психологи впервые придумали трюк с резиновой кистью, никто не знал, почему он на самом деле работает. Эршон поместил добровольцев в томограф и выяснил: существует конкретная зона мозга, которая отвечает за ощущение принадлежности части тела. Пока иллюзия не наступает, работают зоны, в которые поступает осязательная и зрительная информация. Они в этот момент никак не связаны: где-то под клеенкой трогают руку, а на столе перед собой мы видим резиновую кисть и гладящую ее кисточку. Вдруг – хотя сенсорная стимуляция осталась прежней – добровольцы сообщают о наступлении иллюзии, а томограф фиксирует, что начала работать особая зона в теменной коре. Она, как выяснилось, отвечает за интеграцию информации от разных органов чувств с целью создания образа тела. Мозг принял решение: это моя рука.

Эршон вспоминает: «Я был поражен тем, как легко обмануть мозг; вместе с тем я был заворожен иллюзиями, мне хотелось испытывать снова и снова эти сюрреалистические ощущения. Постепенно мне стало ясно: телесное самосознание – это не данность, не какое-то материальное явление, а результат ощущения (точнее, опыта, experience), которое мозг создает, проецируя образ на физическое тело; это ощущение (или этот опыт) и делает кусок мяса живым – и тогда ты можешь понять, что эта часть пространства и есть ты».

Самая эмоциональная часть эксперимента с резиновой рукой, признаются его участники, – это момент, когда лаборант достает большой нож и нацеливает его между пальцами резиновой руки, которую испытуемые уже успели принять за свою

В лаборатории Каролинского института в Стокгольме есть муляжи женской и мужской рук

Эршон продолжил свои опыты по обману мозга – и вскоре научился вызывать у добровольцев ощущение, что у них меняется форма тела. Это делается так: руки лежат на талии, а к участкам кожи на запястьях, где проходят сухожилия, приложены особые вибраторы. Их действие вызывает иллюзию, что конкретная мышца сокращается: срабатывают спрятанные в наших сухожилиях датчики, которые все время сообщают нам о степени сокращения той или иной мышцы – и тем самым о позе. Манипулируя вибраторами, ученые создавали у людей ощущение, что их руки, непрерывно покоящиеся на талии (об этом им сообщало осязание), сближаются – значит, талия уменьшается. Этой работой заинтересовались психиатры: у жертв анорексии, которым кажется, что они толстые, явно нарушен образ тела – и его можно поправить, создав ощущение уменьшающейся талии.

Итак, тело – это просто такая область пространства, где синхронно срабатывает несколько органов чувств. Влияя на чувства, можно запрограммировать мозг так, чтобы он приписал другой области пространства (например, резиновой руке) те же свойства, и тогда эта область для нашего мозга «станет» частью тела. Поняв это, Эршон начал придумывать иллюзии одну за другой. У некоторых из них быстро появилось медицинское применение.

В соавторстве с хирургами Эршон перепрограммирует мозг ампутантов, создавая иллюзию полной принадлежности протеза. Чтобы мне было понятнее, о чем речь, постдок лаборатории, сухощавая йогиня по имени Лора, переселяет меня в манекен, у которого нет одной кисти. Это просто: я стою напротив манекена, на голове у меня очки для виртуальной реальности; в них подаются картинки с двух камер, которые висят на голове манекена и смотрят вниз. Меня просят тоже наклонить голову – и вместо себя я вижу тело манекена. Лора несколькими поглаживаниями (видимыми – по груди, животу и здоровой руке манекена; невидимыми, но синхронными – по этим же местам моего тела) создает у меня иллюзию переселения в ампутанта. Я каменею, тело не слушается – и когда касания Лоры доходят до искалеченного предплечья манекена, я понимаю, что у меня нет кисти. Потом Лора демонстрирует иллюзию «невидимая рука»: она начинает поглаживать мою кисть и пустое место около культи манекена; тогда я понимаю, что на самом деле кисть у меня есть, просто она не видна. Чтобы двинуться дальше, Лора просит меня закрыть глаза: «Мне нужно рекалибровать твой мозг, минуту».

Когда я открываю глаза, выясняется, что иллюзия исчезла (это и есть «рекалибровка») и меня нужно заново переселять в манекена. Когда переселение состоялось, Лора создает новую иллюзию: начинает поглаживать одновременно культю манекена и кончики моих настоящих пальцев. Ощущение жуткое, будто мой лишенный кисти обрубок имеет странную чувствительность – он поделен на пять зон, соответствующих пальцам: чуть левее большой, рядом указательный и так далее. Такая иллюзия, будто пальцы «втянуты» в культю, так что их подушечки составляют поверхность обрубка, постоянно присутствует у восьмидесяти пяти процентов ампутантов. Хирурги, по совету Эршона, делают вот что: поглаживают одновременно зоны настоящей культи (скрытые от глаза) и зримые пальцы протеза, тем самым вызывая ощущение его принадлежности. «Это важно, ведь обычно протез – это просто инструмент, а значит, его действия не так точны, как у собственной руки. Создав иллюзию, мы позволяем мозгу пользоваться естественными моторными программами для движения настоящей руки – а не заученными навыками управления протезом», – объясняет Эршон.

Иллюзии, связанные с отдельными частями тела, впечатляют – но гораздо сильнее действуют те, что касаются всего тела целиком. В лаборатории Эршона меня за полчаса успели полностью вынуть из моего тела и заставить посмотреть на себя со стороны, побыть в невидимом теле, а также в теле куклы ростом восемьдесят сантиметров, отчего все предметы в комнате вокруг показались мне гигантскими. Иллюзия «Алисы в Стране чудес» – не просто цирковой трюк: она разрешает вековой спор о том, как мы смотрим на мир. Оказывается, не только глазами.

Глазами куклы

Я снял кроссовки и лег на серый матерчатый диван; с удовлетворением посмотрел на свои дизайнерские полосатые носки – и тут же перестал их видеть: аспирант Бьорн надел мне на голову очки для виртуальной реальности. Рядом на таком же сером диване лежала кукла длиной восемьдесят сантиметров; на уровне ее головы располагались две видеокамеры, смотрящие на ее ноги. Очки включились, и вместо своего тела я стал видеть то, что видела бы кукла, чуть приподняв голову и вжав в грудь подбородок: стройные ножки в джинсиках (которые Бьорн купил в магазине одежды для младенцев) и белых носках. Тело было очень маленьким. Чуть поодаль я видел обстановку зала для экспериментов: стул, стол, синюю театрального вида драпировку, висящую по периметру стены.

Бьорн взял в руки две длинные рейки с полосатыми цветными шариками на концах, встал за пределами видимости и начал синхронно водить ими по моей, невидимой мне голени – и по видимой голени куклы; через минуту перешел на ступни и пальцы ног. Яркий шарик привлекал мое внимание, я смотрел на него. Ничего не происходило. Заскучав, я начал осматривать помещение – шарик маячил на периферии поля зрения; и вот в этот момент тельце в белых носках стало моим; точнее, не «моим», а просто мной. «Когда шарик на периферии поля зрения, вашему мозгу легче «простить” некоторую несинхронность моих движений; я не так давно работаю в этой лаборатории и еще не очень наловчился», – объяснил мне Бьорн.

Но самая удивительная трансформация произошла не со мной, а со стульями, которые были хорошо видны в мои чудо-очки на заднем плане: они стали резко больше, как стол в «Алисе в Стране чудес». Бьорн поместил в мое (точнее, куклино) поле зрения красный куб на веревочке и попросил меня показать руками, какого он размера: оказалось, я увеличил его раза в полтора – куб был шириной сорок сантиметров, а я развел руки на шестьдесят.

Ощутив себя в теле куклы, участник эксперимента начинает воспринимать мир ее глазами, а точнее, с высоты ее роста. И мир заметно увеличивается в размерах

Этот момент превращает нашу с Бьорном игру в куклы из циркового трюка в решение важной научной загадки: с точки зрения классической науки, если мое тело стало меньше, но с глазами ничего не произошло, восприятие размеров предметов вокруг меня не должно меняться, ведь глаз – это просто такая оптическая камера с линзой, и физика лучей, которые глаз регистрирует, никак не изменилась. В последние десятилетия в науке о восприятии возникло течение embodied cognition («телесное мышление»), предтеча которого, американский психолог Джеймс Гибсон, в 1979 году писал: «Мир воспринимается не глазом, а системой из глаза, тела и мозга». В 2011 году профессор Хенрик Эршон в эксперименте с куклами первым доказал правоту Гибсона: тело – это измерительный прибор, который мы всюду носим за собой для постижения реальности, как Сезанн носил черную шляпу и белый платок, чтобы иметь абсолютные критерии черноты и белизны. И дело не ограничивается оценкой размеров окружающих предметов; в последние годы появились работы, которые говорят: мы вообще постигаем мир, в самых разных его проявлениях, во многом при помощи тела.

Например, если зажать карандаш параллельно губе под носом, ничего не произойдет; а если между губ, то комикс, который мы читаем, будет казаться смешнее – то есть мышцы, растянутые в улыбке, служат для мозга как мерило комического. Если парализовать ботоксом мимические мышцы, у нас резко падает способность к скоростному чтению эмоций других людей: эти мышцы совершают микродвижения, подража­ющие движениям собеседника, и мозг производит на них свои замеры, выясняя, насколько, например, чистосердечна чужая грусть.

Мышление настолько завязано на тело, что обнаруживаются трогательные «подпорки», способы помочь думанию: мечтая о будущем, мы помогаем себе, чуть наклонившись вперед (а если, как показало еще одно исследование, сесть в поезд лицом вперед, в голову придет много мыслей о будущем – и наоборот, сев спиной по ходу движения, человек скорее задумается о прошлом). Если добровольцам дают в руки стакан с теплым напитком и показывают на экране фотографии знакомых им людей – участники эксперимента воспринимают их как более близких, чем когда держат в руках холодный напиток. Как будто между ними в буквальном смысле более теплые отношения.

Для сверхточных и быстрых измерений мозг использует не только тело, но и пространство около рук – там, где у наших предков разворачивалась орудийная деятельность. Эршон нашел особые нейроны все в той же теменной зоне коры, которые заняты обсчетом только лишь информации, полученной вокруг рук: они позволяют принять решение – например отдернуть руку при опасности – быстрее, чем обычные зрительные нейроны.

Возможно, это значит, что при вождении стоит все время держать руки на рулевом колесе и приподнимать руль повыше: зона видимости вокруг рук получит особые мозговые ресурсы для сверхбыстрых решений. А кто-то сделает для себя вывод о том, какую температуру стоит установить в переговорной комнате, если хочешь расположить или отторгнуть собеседника. Важнее, что именно эти особенности нашего «телесного мышления» уже скоро будут определять дизайн компьютеров и автомобилей: ведь раз для точных и быстрых решений нам необходимо пользоваться связкой между сознанием и телом, нужно что-то менять в дизайне всех устройств, которыми мы пользуемся.

Полнотельные аватары

Эршон пишет в нескольких своих работах, что будет полезно, если хирурги смогут воплощаться в микророботов при проведении операций, а морские инженеры – в гигантских человекоподобных роботов, шагающих по дну: их решения будут интуитивными и стремительными, потому что будут опираться на врожденные моторные программы мозга.

Телесное мышление должно помочь нам упростить отношения с различными приборами и справиться с техническим прогрессом, который меняет мир быстрее, чем мы успеваем под него подстроиться. Поскольку человек использует свое тело для восприятия мира, его примитивные орудия, такие как нож или молот, работают как продолжение конечностей. Это легко, ведь раз восприятие так завязано на тело, то и управлять такими предметами несложно. Цивилизация же требует от нас непрерывного управления большим количеством устройств, ни одно из которых не похоже на продолжение конечности. Это же каторга для нервной системы!

Самая страшная вещь – это компьютер; мы часами сидим, уткнувшись в плоский монитор, – где там место для тела? Теоретик компьютерных интерфейсов Пол Дуриш пишет: «Мы же не говорим «навыки владения выключателем света”, но говорим «компьютерные навыки”. Надо сделать компьютерный интерфейс, который делал бы нашу виртуальную жизнь ближе к телесной». Точнее, еще ближе; дело в том, что единственная причина, по которой мы можем хоть как-то управляться с компьютерами, – это ряд изобретений тридцатипятилетней давности, сделавших первые важные шаги именно в этом направлении; но с тех пор дело практически стояло на месте, и лишь сегодня – с появлением тачскринов – что-то начинает меняться.

«В семидесятые годы компания Xerox собрала группу психологов, изобретателей и философов и потребовала придумать элементы интерфейса, которые повысили бы доступность виртуальной реальности для нашего мозга. Главным достижением была метафора, а именно метафора поверхности рабочего стола, на котором расположены, как на обычном столе, папки с документами», – сказал мне теоретик виртуальной реальности Мел Слейтер из Университета Барселоны.

«Компьютерная мышь была таким же прорывом, потому что создает иллюзию, будто мы водим рукой в реальном пространстве и перетаскиваем там предметы», – вторит ему Хенрик Эршон. Ясно, что любое изобретение, которое позволит нам почувствовать себя внутри виртуальной реальности, перенестись туда и начать пользоваться врожденными двигательными алгоритмами, снимет тяжелое бремя с восприятия, которое до поры вынуждено обходиться без привычной помощи тела. Существующие интерфейсы для видеоигр со специальными очками на самом деле ничего не дают: они не создают иллюзии переселения в виртуальную реальность, потому что не используют осязание, как это делает Эршон в своих опытах. Как решить эту проблему? Как заставить мозг поверить, что аватар – это действительно мое тело?

В 2008 году Эршон и Слейтер сделали совместную работу: им удалось создать иллюзию «резиновой руки» в виртуальном пространстве. Им стало интересно поиздеваться над искусственной конечностью, ведь ее можно как хочешь видоизменять. Выяснилось, что можно телескопически вытягивать виртуальную руку, но не слишком далеко от тела; и еще такую руку нельзя изгибать под неестественными углами – это разрушает иллюзию. Следующий шаг – создавать полноценные, точнее, полнотельные аватары, живя в которых мы будем действовать в виртуальной реальности.

«А если мы сделаем гуманоидные автомобили и будем в них воплощаться, станем ли мы аккуратнее вести себя на дороге и принимать лучшие решения?» – спросил я Эршона. И попал в десятку: «Я думаю, да – мы станем осторожнее и точнее. В случаях, когда надо реагировать быстро и интуитивно, есть предел того, что мы можем делать, управляя сложной машиной. Если же мы действуем в рамках иллюзии перевоплощения, мы просто используем свои моторные навыки и реагируем – это должно сделать нашу езду более безопасной».

Уже в самолете, по дороге из Стокгольма в Москву, пока мои мысли блуждали от одного применения к другому, я поймал себя на ощущении: кажется, я упускаю что-то главное. Что-то, что глобально изменилось в моем самовосприятии от всех этих опытов с переселением в другие тела. Если тело так непрочно прикручено к моей личности, то как вообще выглядит эта личность? Кто я? И еще: кто все эти люди – жена, дети, – которых я так люблю? Ведь в моем бумажнике хранятся фото их тел… Одна из читательниц моего блога написала, что просто чтение об этих экспериментах «сносит крышу» и ей «хочется застрелиться»; «осознание всего этого – это же смертельная, безысходная тоска». Почему? «Потому что возьмем, к примеру, вопрос привязанности: вот мы привязываемся к человеку – неважно, мама, ребенок, любимый, – и мы помним ощущения, запах, всю эту ауру, включая физическое тело, это вообще зачастую единственно понятная связь с реальностью, ибо все остальное – пыль. А если и это пыль, то вообще непонятно, где точка опоры…»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо полностью покинуть свое тело.

Где тело и где я?

Ученый XVII века ответил бы на этот вопрос просто, как отвечал философ Рене Декарт: тело и сознание – это две отдельные сущности. Они влияют друг на друга (например, когда дух не в силах противиться требованиям бренной плоти и требует пищи или секса), но не имеют ничего общего и могут существовать друг без друга. Пожалуй, Декарт принял бы опыты Эршона как способ наконец-то избавиться от того, что моя читательница с тоской назвала «пыль», и жить духовно.

Итогом XIX века было возражение Декарту; Заратустра у Ницше говорил так: «Пробудившийся, знающий, говорит: я – тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле […] За твоими мыслями и чувствами, брат мой, стоит более могущественный повелитель, неведомый мудрец, – он называется Само. В твоем теле он живет; он и есть твое тело».

Это суждение было интуитивным, и лишь в XXI веке ученые дошли до понимания причин такого устройства нашей психики и даже до возможности манипулировать этими механизмами.

Я позвонил кембриджскому психологу Николасу Хамфри, большому, кстати, поклоннику экспериментов Эршона, чтобы обсудить с ним, как же связаны тело и душа (он внук и сын нобелевских лауреатов и автор девяти книг о самосознании). Он видит это так. Двухлетний ребенок тянет руки, радуется, строит планы и осуществляет их, но в его голове нет никакого «я», а есть только набор отдельных устремлений и эмоций. Что с годами объединяет их в «я»? Хамфри приводит пример с оркестром перед концертом: музыканты настраивают инструменты, издают звуки, кашляют, но не составляют никакого единства. Декарт сказал бы: «И тут приходит дирижер…» – но на самом деле в мозге нет никакого дирижера, и в настоящем оркестре важнее не человек с палочкой, а совместный проект по созданию произведения искусства, они вместе играют музыку и в этот момент делаются едиными.

И точно так же, говорит Хамфри, разные части сознания объединяются созданием единого произведения искусства – существования этого физического тела в мире. Без тела им просто нечего было бы делать вместе. И поэтому тело всю жизнь остается оплотом самоидентификации. Здесь Хамфри упомянул эксперимент, который придумал Эршон, самый радикальный с точки зрения самосознания, хотя и удивительно простой. Настолько, что я срежиссировал его сам за три дня до нашего разговора, еще когда был в шведской лаборатории.

Я попросил аспиранта Бьорна поставить спаренные видеокамеры на штативе в метре за моей спиной; надел видеоочки и увидел себя со спины. Бьорн стал поглаживать и постукивать мою грудь – и одновременно шарить и тыкать второй рукой в зону под видеокамерой так, чтобы в очки мне подавалась правдоподобная картинка приближающейся руки на уровне моей груди. Это самая простая иллюзия: я сразу чувствую, что стою в метре за спиной этого хорошо знакомого и весьма симпатичного мне индивида, но он – не я.

Когда Эршон придумал в 2007 году свой эксперимент, научный мир охватил ажиотаж. «Мы привыкли думать, что выход из собственного тела – это тема из сферы желтой прессы, фантастики и психоделики, но вот настал день, когда найден научный метод и мы можем начать выяснять, как это работает», – писал в комментарии в журнале Science психолог Грег Миллер.

Выйти из тела действительно означает покинуть и пределы своего психического «я»; отсюда волнение, которое вызывают эти опыты, и отсюда неодолимый соблазн попробовать какие-то манипуляции с психикой, как, например, в самых последних, пока не опубликованных экспериментах Эршона. Студенты первого курса учили в лаборатории главу из учебника по нейробиологии. Приходил актер, переодетый профессором, тестировал их и потом страшно на них кричал. Через несколько дней студентов просили вспомнить этот сюжет и при этом оценивали степень психической травмы, которую они получили. Студенты были разбиты на две группы: одна проживала этот неприятный эпизод в своем теле, другая – в видеоочках, под действием иллюзии «выхода из тела». К тому же при воспоминании каждую группу делили еще на две: одних просили вспоминать от первого лица, а других – глядя на себя со стороны. В итоге у тех, кто был бит по «пустой шкурке», да еще и говорил о себе в третьем лице, гораздо слабее работали центры эмоционального стресса. Что если таким способом защищать людей от тяжелого стресса, о наступлении которого известно заранее?

Хамфри предостерег меня от излишнего оптимизма – он считает опасными попытки лечить личностные проблемы с помощью смены тела: возможны эксцессы при неудачном возвращении в родные пределы. Получается, бежать из тела – значит бежать от себя, и это небезопасно. Шведы жонглируют частями тел и целыми телами, но, вопреки мнению моей читательницы, «я» – это не иллюзия и не пыль. Самосознание прорастает из тела, как грибница из пня; и именно этот хрупкий симбиоз делает нашу жизнь неповторимой и такой наполненной. А тот факт, что мы учимся вольно управлять этой связкой, создает, возможно, некоторые риски, но и открывает множество перспектив, о которых раньше задумывались только фантасты.