» » Что такое желание определение. Роль желания в нашей жизни

Что такое желание определение. Роль желания в нашей жизни

Инструкций по поиску, обнаружению и способам добычи счастья с прилагающимся к ним планом местности, к сожалению, не существует. Как попытаться получить истинное удовлетворение от жизни? Естественные, приобретенные и правильные желания.

Эта статья о том, что такое правильное желание и в чем высшее благо для человека. Проследите вместе с нами за красивой и стройной логикой философских рассуждений Мортимера Адлера из его новой книги «Шесть великих идей» на тему счастья и удовлетворения. Вы узнаете, почему счастье не достижимо и от чего можно получить абсолютное истинное удовлетворение.

Действительные и мнимые блага

Необходимо различать действительные и кажущиеся блага. Еще Сократ неоднократно напоминал, что благо, которое мы считаем таковым, потому что на самом деле желаем его, не становится от этого настоящим благом. Оно может превратиться - и так часто случается - в свою полную противоположность. То, что кажется нам хорошим в то время, когда мы его желаем, может оказаться для нас плохим спустя некоторое время.

Естественные желания

С одной стороны, существуют желания, присущие нашей человеческой натуре, произрастающие из внутренних потребностей и ведущие к их удовлетворению. Это естественные желания, данные нам с рождения. Поскольку они берут начало в самой природе человека, они свойственны всем человеческим существам, так же как черты лица, структура скелета или группа крови. Но они не только есть у всех людей, как свойства, присущие человеческой природе, - они всегда проявляют себя в стремлении человека к удовлетворению, независимо от того, осознаём ли мы их или нет.

Для естественных желаний можно использовать слово нуждаться.

Приобретенные желания

С другой стороны, существуют желания, которые каждый человек приобретает в процессе жизни, каждое из них является результатом личного опыта и обусловлено индивидуальным своеобразием характера и обстоятельствами жизни. Следовательно, в отличие от естественных, которые одинаковы для всех людей, приобретенные желания - исключительно индивидуальны, поскольку каждый человек имеет только ему присущие темперамент, опыт и жизненные обстоятельства. Кроме того, в отличие от естественных желаний, которые могут быть или не быть осознанными, мы всегда здраво понимаем, когда приобретенные желания заставляют нас поступать так или иначе.

Для приобретенных желаний можно использовать слово хотеть.

Правильные желания

Что такое правильное желание? По-видимому, это желание того, что следует хотеть. Но, согласно Сократу, мы никогда не хотим того, что в этот момент не кажется нам хорошим. Мы не можем ошибаться по поводу собственных желаний. Человек прав, сказав, что он чего-либо хочет. Однако в вопросах собственных потребностей человеку свойственно ошибаться. Дети часто думают или говорят, что им что-то нужно, когда должны были бы сказать, что хотят это. Такую же ошибку допускают и взрослые.

Что является действительным благом, которое удовлетворяет естественные желания и потребности человека?

Блага можно разделить на несколько категорий:

которые мы хотим иметь;
которые мы хотим делать;
которые улучшают наше бытие.

1. Блага обладания

Это собственность и достоинства, а также блага, которые мы выбираем и которые мы получаем случайно.

Богатство - это собственность, а здоровье - достоинство. И то и другое в какой-то степени достается нам по воле случая. Помимо богатства, в категорию собственности входят друзья или любимые, а также все внешние обстоятельства, влияющие на жизнь человека и обусловленные устройством общества, частью которого он является.

Достоинства, в отличие от собственности, представляют собой внутренние блага. Отдельно от человека они не существуют. В данном контексте слово достоинство употребляется в узком значении и обозначает благо, которое удовлетворяет стремления или возможности человека, то есть его способности к развитию в той или иной области: здоровье, чувственные и эстетические удовольствия, а также любые формы знаний и навыков.

2. Блага действия

Включают в себя виды деятельности, приносящие нам пользу, так как позволяют приобретать необходимую собственность или внутренние достоинства. Такие действия также могут доставлять благо кому-то другому, то есть приносить этому человеку выгоду или по крайней мере уберегать его от ущерба. Если действия человека влияют на благосостояние других людей, мы обычно классифицируем их как правильные или неправильные (справедливые или несправедливые).

3. Блага бытия

Проистекают из желания быть хорошим человеком. В данном случае хороший человек - это тот, кто сумел развить в себе определенные достоинства и реализовать свой человеческий потенциал. Основным таким достоинством является умение желать то, что нужно, а также не иметь желаний, препятствующих человеку в получении благ, необходимых для ведения достойной жизни.Если хорошему человеку что-то кажется благом, то оно действительно будет таковым, ведь подобные люди имеют природную склонность желать только то, что действительно необходимо, и избавляться от недостойных желаний. Однако быть хорошим человеком само по себе не означает достижения хорошей жизни.

Хорошая человеческая жизнь является безусловным благом, а остальные блага - средствами ее достижения. Тем не менее хорошая жизнь не находится на высшей ступени иерархии благ.

Мышь и жемчужина

Августин Блаженный, говоря об иерархии благ бытия, приводит в пример мышь и жемчужину.

Что из них вы хотели бы иметь?
Чем из них вы бы предпочли стать?

В первом случае жемчужиной, во второй мышью, верно? Живой организм обладает собственным бытием, потенциалом для развития, возможностью действовать - всем тем, чего лишена бездушная но дорогая жемчужина.

Высшее благо

Высшим благом является счастье. Многие воспринимают понятие «счастье» как конечную цель, а не этап на пути к чему-то большему. Фразу «я хочу быть счастливым, потому что…» невозможно закончить никакими другими словами, кроме «…я хочу быть счастливым». О любом другом человеческом желании можно сказать: «Я хочу это, потому что оно сделает меня счастливым».

Счастье можно определить как накопление реальных и необходимых каждому человеку благ в течение жизни. Кроме того, счастливая жизнь наполнена и мнимыми благами, которые являются объектами желания человека в зависимости от его вкусов и предпочтений.

Недостижимое счастье

Счастье, будучи высшим благом и высшей целью, не может быть испытано в полной мере в какой-то один момент жизни. Невозможно в один момент прочувствовать и насладиться чередой хорошо прожитых лет.

Мы можем оценить всю человеческую жизнь в целом только по прошествии какого-то времени после ее окончания. Нельзя сказать, что вся полнота жизни отдельного человека существует в какой-либо из моментов или периодов. Когда мы стремимся к счастью как к высшему благу, мы ставим для себя недостижимую цель и впоследствии никогда не сможем насладиться результатами такого стремления.

Есть два способа стать счастливее:

получать знания;
созерцать красоту.

Счастье познания

По Аристотелю, человек по природе своей хочет обладать знаниями. Так как приобретенное желание познавать - правильное, потому что состоит в стремлении к тому, что нужно всем.

Кант помогает понять чувственную разновидность познания, которую мы задействуем для понимания красоты, - созерцание.

Созерцание красоты

Еда и вода, здоровье и богатство и большинство желаемого или нужного приносят удовольствие, когда мы ими владеем. Именно обладание ими, использование и потребление их дают чувство радости. Они доставляют удовольствие, когда мы удовлетворяем свое желание обладать ими, а не просто смотреть на них.

Но есть такие объекты желания, которые мы не можем или не хотим приобрести, завладеть ими, использовать, употребить или любым другим образом включить в свою жизнь. Нам достаточно просто созерцать или мечтать увидеть.

Именно таким образом человеку нравится природный ландшафт или картина в галерее - без какого-либо практического интереса к приобретению недвижимости или произведения искусства, обладание которыми приносит радость.

Чистое удовольствие

Прекрасным называется то, что доставляет удовольствие после того, как это нами осмыслено, или…что доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это умом, или…что доставляет удовольствие, когда мы воспринимаем это чувствами.

Это есть чистое удовольствие. Мы просто получаем его от созерцания или восприятия объекта. И не требуется ничего более добавлять к своему опыту, чтобы назвать объект красивым.

Удовлетворение от созерцания - это удовольствие зрителя, поднимающее нас над суетой целенаправленных и корыстных действий, которыми наполнена наша жизнь. Можно сказать, что оно приводит к особого рода экстазу и возвышает нас над бытом.

Созерцание объектов, которые доставляют нам чистое и духовное удовлетворение, также привносит элементы отдыха в нашу жизнь. Красота, приносящая удовольствие, становится неотъемлемым компонентом счастья и хорошей жизни. Самое большее, что мы можем предпринять в этом направлении, - дать себе возможность встретиться с прекрасным, посещая определенные места и изучая искусство, стройные концепции и новаторские идеи.

Счастья вам!

По мотивам книги «Шесть великих идей» Мортимер Адлер.

Что такое "ЖЕЛАНИЕ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ЖЕЛАНИЕ Нем.: Wunsch (иногда Begierde или Lust). - Франц.: dйsir. - Англ.: wish. - Исп.: deseo. - Итал.: desiderio. - Португ.: desejo. В фрейдовской динамике - один из полюсов защитного конфликта: бессознательное желание стремится осуществиться, опираясь, по законам первичного процесса, на знаки, связанные с первым опытом удовлетворения. На примере сновидений психоанализ показал, как желание запечатлевается в компромиссной форме симптомов. Во всякой общей теории человека есть основополагающие понятия, которые невозможно определить; к ним, несомненно, относится и понятие желания в концепции Фрейда. Ограничимся здесь несколькими терминологическими соображениями. 1) Отметим прежде всего, что французское слово desk не совпадает по смыслу и употреблению ни с немецким словом Wunsch, ни с английским словом wish. Wunsch - это прежде всего пожелание, сформулированное желание, тогда как dйsir предполагает вожделение, притязание (эти значения передают в немецком языке Begierde или Lust). 2) Фрейдовское понимание Wunsch яснее всего проявляется в теории сновидений, что позволяет отличить его от ряда сходных с ним понятий. В наиболее развернутом своем определении желание связано с опытом удовлетворения (см. этот термин), вследствие которого "мнесический образ восприятия оказывается связан с мнесическим следом возбуждения, порождаемого потребностью. Как только заново возникает эта потребность, установившаяся связь порождает психический импульс к перенагрузке мнесического образа восприятия и даже к вызову самого этого восприятия, т.е. к восстановлению ситуации первичного удовлетворения; это побуждение мы и называем желанием; возникновение этого восприятия и есть «выполнение желания» (la). Такое определение требует нескольких пояснений: а) Фрейд не отождествляет потребность и желание: потребность порождается внутренним напряжением и удовлетворяется (Befriedigung) специфическим действием* по нахождению нужного объекта (например, пищи). Что же касается желания, то оно неразрывно связано с «мнесическими следами»: его выполнение (Erfьllung) предполагает галлюцинаторное воспроизведение восприятий, превратившихся в знаки удовлетворения этого желания (см.: Тождество восприятия). Это различие не всегда соблюдается Фрейдом; так, в некоторых текстах встречается составное слово Wunschbefriedigung. б) Поиск объекта в реальности всецело направляется этим отношением к знакам. Именно цепочка знаков порождает фантазирование* как коррелят желания. в) Фрейдовская концепция желания относится только к бессознательным желаниям, закрепленным с помощью устойчивых и унаследованных с детства знаков. Однако Фрейд не всегда использует понятие желания в том смысле, который подразумевается вышеприведенным определением; иногда он говорит, например, о желании спать, о предсознательных желаниях и даже порой считает результат конфликта компромиссом между «двумя исполнениями двух противонаправленных желаний, имеющих различные психические источники» (1b). * Жак Лакан попытался иначе понять фрейдовское открытие, сделав его основой именно желание и выдвинув это понятие на первый план в психоаналитической теории. При таком подходе Лакан вынужден был разграничить понятия, с которыми часто путают желание, а именно понятия потребности и запроса. Потребность нацелена на особый объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос формулируется и обращается к другому человеку; даже там, где он устремлен на объект, это не имеет особого значения, поскольку выраженный в слове запрос - это всегда, по сути, просьба о любви. Желание рождается в расщелине между потребностью и запросом; оно несводимо к потребности, будучи в принципе не отношением к реальному объекту, независимому от субъекта, но отношением к фантазму; однако оно несводимо и к запросу, властно навязывающему себя независимо от языка и бессознательного другого человека и требующему абсолютного признания себя другим человеком (2).

ЖЕЛАНИЕ - или вожделение - средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обду... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЖЕЛАНИЕ - в психологии, переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о ст... Большая Советская энциклопедия

ЖЕЛАНИЕ - ЖЕЛАНИЕ, желания, ср. 1. Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-н., обладанию чем-н. И... Толковый словарь Ушакова

ЖЕЛАНИЕ - ср. 1. Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-л., к обладанию чем-л. 2. Чья-л. просьб... Толковый словарь Ефремовой

ЖЕЛАНИЕ - - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо об... Большая психологическая энциклопедия

ЖЕЛАНИЕ - Желание - субъективная характеристика мотивационного - процесса, в которой ключевым переживанием... Психологический словарь

ЖЕЛАНИЕ - жела?ние сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? жела?ния, чему? жела?нию, (вижу) чт...

Перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, Ж. обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Ж. как деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью . При этом осознаются не только ее объекты , но и возможные пути ее удовлетворения.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Желание

Осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Субъективная характеристика мотивационного процесса, в коей ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность, целенаправленность. Желание как мотив деятельности характерно достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Ключевым переживанием выступает целеориентированность, "устремленность" субъекта на конкретные предметы, в которых он чувствует нужду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЖЕЛАНИЕ

(англ. wish ; desire ) - одна из форм мотивационного состояния. Слово «Ж.» широко используется как в научной, так и фолк-психологии . Примечательно, что в разработанном А. Вежбицкой «естественном семантическом метаязыке» , который «претендует» на то, чтобы представлять лексические универсалии, наряду с первичными понятиями «знать», «чувствовать», «думать» и «говорить», есть и универсалия «желать» (или «хотеть»). В психологии также следует выделить минимум первичных неопределяемых понятий, используя его как базис для определения др. психологических понятий. Пока же мы вынуждены ограничиться нестрогим сопоставлением близких и лишь интуитивно ясных понятий. Очевидно, понятие «Ж.» тесно связано с понятиями , , переживание.

Можно выделить несколько трактовок Ж., далеко неполно теоретически проработанных. 1. Ж. как одна из форм психического (субъективного) переживания потребностей, причем не только органических (ср. ), но и всех прочих, в т. ч. сугубо человеческих. 2. В более точном смысле Ж. - форма переживания потребности, в которой конкретизированы, «представлены» предмет потребности ( ) и возможные пути удовлетворения потребности. 3. Многие авторы трактуют Ж. как осознанное влечение, «влечение с сознанием его» (напр., Б . Спиноза , Л . С . Выготский ), что накладывает дополнительное ограничение (по сравнению с предыдущими трактовками). Т. о., в приведенных квазиопределениях указываются след. семантические признаки: множество потребностей (все множество или только часть); интенциональность ( , см. ) Ж.; осознанность. Как правило, совершенно иные признаки приписывают влечениям (драйвам): переживание органических (или, что эквивалентно, биологических, гомеостатических, витальных) потребностей; возможность неопредмеченности и неосознанности. Надо полагать, что у животных есть только биологические влечения и только неосознанные, хотя им нельзя полностью отказать в предметности. З . Фрейд , по-видимому, допускал существование как сознательных, так и бессознательных не только влечений (инстинктивных побуждений), но и Ж. С этой т. зр., под бессознательными Ж. понимаются такие, которые когда-то являлись сознательными, но, по соображениям цензуры , были вытеснены в область подсознательного и продолжают действовать на сознание и через сознание, проявляясь в снах, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения (парапраксиях) и пр. Очевидно, что как Ж., так и влечения м. б. более или менее сильными и длительными. При невозможности удовлетворения тех и др. возникает состояние фрустрации . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "желание" в других словарях:

    желание - Желание … Словарь синонимов русского языка

    Желание - Желание ♦ Desir Потенциальная способность наслаждаться или действовать. Не следует смешивать желание с нуждой, которая отнюдь не является крахом, пределом или неосуществимостью желания. Желание как таковое не нуждается ни в чем (нужду… … Философский словарь Спонвиля

    желание - Воля, хотение, охота, готовность, жажда, алчность, вожделение, похоть, нетерпение, зуд, свербеж; стремление, влечение, порыв, позыв, аппетит, погоня, спрос, тенденция. Желание горячее, душевное, жгучее, непреодолимое, неумеренное, пламенное,… … Словарь синонимов

    Желание - Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЖЕЛАНИЕ - ЖЕЛАНИЕ, желания, ср. 1. Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего нибудь, обладанию чем нибудь. Иметь желание (желать). Гореть желанием. Желание отомстить не покидало его. Непреодолимое желание славы. Я исполню ваше желание при всем… … Толковый словарь Ушакова

    ЖЕЛАНИЕ - палось. Ср. Урал. Кому л. очень захотелось чего л. СРГСУ 3, 118. Отрезать желание у кого к чему. Кар. Отбить всякую охоту к чему л. СРГК 4, 321. Гореть желанием. Разг. Очень сильно, непреодолимо хотеть чего л. Ф 1, 123 … Большой словарь русских поговорок

    желание - бесплодное (Пушкин); безумно страстное (Льдов); бурное (Бальмонт); быстролетное (Ратгауз); властное (П.Соловьева); грубое (Горький); дикое (Горький, П.Соловьева); жгучее (Городецкий, Коринфский); заветное (В.Каменский); знойное (Мей); лучистое… … Словарь эпитетов

    Желание - субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность … Психологический словарь

Экология познания. Психология: В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

Cо временем мне стали чужды
все человеческие нужды

- К. Лощевский

В философии и мотивационной психологии есть множество моделей, описывающих поведение человека. Зачастую они предлагают сводить всё многообразие побуждений к нескольким основным мотивам, порой к нескольким десяткам. Иногда они сводят все желания человека к одному (например, к стремлению к счастью) или двум (например, поиску эмоционального вознаграждения и избеганию страданий).

В дневниках Даниила Хармса есть записи о земном интересе - пища, питьё, тепло, женщина - и небесном. Небесный интерес заключается в поиске бессмертия, которого люди пытаются достичь, в свою очередь, одним из трёх способов: продолжить род, обессмертить имя или достигнуть вечной жизни через святость.

Широкую известность получила «пирамида Маслоу». Маслоу предположил, что у человека существуют потребности физические, социальные и потребность в самореализации. Маслоу полагал, что, удовлетворив потребность в пище, сне, тепле, человек затем озадачивается половым вопросом и социальным признанием, после чего достигает уровня, в котором можно заняться уже самоактуализацией.

Недостатком модели Маслоу служит то обстоятельство , что люди могут, нарушая его схему, пренебрегать «низшими» потребностями ради «высших», например, недосыпать ради получения образования или рисковать жизнью и здоровьем ради власти.

Другой важный недостаток : пирамида Маслоу описывает некоего универсального человека, пренебрегая тем важным обстоятельством, что приоритеты различных людей могут значительно отличаться. Райсс называет себя последователем Абрахама Маслоу в том смысле, что главной заслугой последнего является попытка вообще рассматривать человеческую природу с мотивационной точки зрения.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории мотивации

В 1998 году американский психолог Стивен Райсс предложил собственную модель, в которой человек рассматривается в фокусе шестнадцати первичных потребностей, каждая из которых действует независимо от других, и индивидуальный набор силы проявления которых разнится от одного к другому.

Число «16» не должно вводить в заблуждение, базовые желания - не психотипы, и Райсс рассматривал варианты с 10-ью или 17-ью основаниями, но нашёл их менее функциональными.

Профессор Райсс создал свою теорию после выхода из больницы, где ему поставили смертельно опасный диагноз.

Когда мы сталкиваемся с трагедией, мы пересматриваем, что нами сделано, размышляем, что могли бы сделать, и задаёмся вопросом, что это значит. Мы узнаём, кто мы есть и что мы в действительности ценим.

Так, размышляя о смерти, эгоизме и долге, он пришёл к выводу о неудовлетворительности концепции, согласно которой человеком руководит просто «принцип удовольствия». Ведь один человек предпочитает задержаться на работе, а другой - провести время с семьёй, и то, что оба они руководствуются желанием чувствовать себя хорошо и избегнуть неприятностей, никак не помогает нам понять, почему же они в итоге принимают противоположные решения.

Изучив историю вопроса, Райсс обнаружил, что, по Платону, человеком движет стремление к истине, во фрейдизме - Эрос и Танатос, у Юнга - воля к жизни, у Адлера - превосходство и власть. Карл Роджерс предполагал, что два основных желания: самореализация и самопризнание.

Джеймс создаёт уже более подробный перечень основных инстинктивных желаний: бережливость, созидание, любознательность, самолюбование, семья, охота, порядок, игра, секс, стыд, боль, стадность и месть.

В дальнейшем МакДугалл расширяет этот список и продолжает исследования, а Мюррей отталкивается от него в разработке собственного перечня и в 1938 предлагает свой Тематический апперцептивный тест (TAT).

Однако теории Джеймса и МакДугалла не нашли отклика ни в лагере психоаналитиков, ни в лагере бихевиористов. Первых не устраивало чересчур сложная схема множества инстинктов, а вторых - возможность унаследования степени их выраженности.

Райсс посчитал, что необходимо объединить достижения психологии (в основном, методики) и философии (смысловые концепции) для разработки наиболее адекватной теории. Для этого было сформулировано 328 изначальных целей, сведённых путём факторного анализа к 16, так как именно 15 – 16 категорий охватывали цели с наибольшей степенью полноты и точности.

Важным моментом было то, что жизненно важные потребности, которые не имеют индивидуального проявления (например, потребность в воде), были исключены. Было обследовано 6000 человек.

Эффект самообнимания   - склонность проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие должны» руководствоваться тем же, что и вы

Важным понятием теории является эффект самообнимания. Эффект самообнимания заключается в склонности людей проецировать на других собственную мотивационную модель, ожидая, что другие «должны» руководствоваться тем же самым. Эта проблема - одна из глубоких причин непонимания и конфликтов в человеческом обществе, столкновения с Другим.

Райс пишет об этом:

Ваш босс испытывает основные желания совершенно иначе, чем вы. Родители испытывают основные желания совсем не так, как их дети. Жены испытывают основные желания совершенно иным образом, нежели их мужья. Секс одним людям доставляет значительно большее удовольствие, чем другим, что частично связано с индивидуальным разнообразием в генах, которые стимулируют интерес к сексу.

Точно так же отцовство и материнство доставляют намного большую радость одним по сравнению с другими. Поскольку мы не можем сами пережить степень того удовольствия, которое другой человек получает от секса или от отцовства/материнства, мы иногда не можем определить, в какой мере эти желания являются или не являются мотивационными для других людей. Мы зачастую не понимаем, почему некоторые люди реагируют на секс или на отцовство/материнство отлично от нас, потому что мы не представляем себе, как генетические различия между нами порождают различную интенсивность удовольствия.

«Каждое из 16 желаний в действительности представляет собой группу взаимосвязанных мотиваций », - пишет Райсс.

Итак, вот 16 базовых желаний по Райссу с учётом эффекта самообнимания:

Признание - потребность в одобрении, присоединении к группе.

Эта же потребность выражается в желании быть любимым. При сильной проявленности побуждает людей избегать внимания, критики и публичных выступлений, также трудных задач. Связана с самооценкой и чувством собственного достоинства. Эффект самообнимания для этой потребности проявляется в том, что человек с сильно выраженной потребностью в признании воспринимает себя как ненавязчивого, со слабой - как уверенного. Другой, то есть человек с сильно иной потребностью в признании, будет восприниматься нами как слишком впечатлительный либо, наоборот, самодовольный.

Любопытство, или любознательность, - потребность в обучении, жажда знания.

Райсс подчёркивает, что это не интеллект (способность к лёгкому познания вещей), а то, какие эмоции индивид получает от процесса познания. Кроме того, можно быть любопытным, но не любить интеллектуальные игры (шахматы, бридж), поскольку они не связаны с поиском истины. Любознательные люди чаще других задают вопросы. Эффект самообнимания проявляется так: я (умный / практичный), другой (простоватый / зануда).

Еда - потребность в питании.

Также застольные обычаи и охота. Эффект самообнимания: я (гурман / благоразумный), другой (ограничивающий себя / обжора).

Семья - потребность растить детей, материнские и отцовские инстинкты.

Эффект самообнимания: я (ответственный / независимый), другой (эгоистичный / домосед).

Честь - потребность в верности ценностям этнической группы, клана и родителям.

Связана с патриотизмом. Эффект самообнимания: я (принципиальный / рациональный), другой (бесчестный / ханжа).

Идеализм - потребность в социальной справедливости и равенстве.

Вызывает интерес к благотворительности и политике. Эффект самообнимания: я (сострадательный, справедливый / реалист), другой (циник / мечтатель).

Независимость - потребность в свободе, самоопределении и в том, чтобы полагаться на свои силы.

Эффект самообнимания: я (независимый, самостоятельный / преданный), другой (незрелый / упрямый).

Порядок - потребность в предсказуемом и организованном окружении, в чистоте.

«Каждому человеку присущ свой уровень порядка в качестве наиболее комфортного». Эффект самообнимания: я (организованный / гибкий), другой (неряшливый / педант, перфекционист).

Физическая активность - потребность упражняться.

Люди, занимающиеся спортом, в разной степени делают это для пользы и для удовольствия. Эффект самообнимания: я (активный / спокойный), другой (ленивый, физкультурник).

Власть - потребность проявления воли, желание оказывать влияние на других людей, достигать успеха.

Честолюбие, доминирование. Эффект самообнимания: я (лидер / расположенный к людям), другой (ленивый / властный).

Романтика - потребность в сексе и, одновременно, эстетике.

Эффект самообнимания: я (чувственный / аскетичный), другой (фригидный / гедонист).

Бережливость - потребность что-либо собирать, накапливать.

Связана с такими качествами как скупость, расточительность и склонность к коллекционированию. Эффект самообнимания: я (экономный / наслаждающийся жизнью), другой (расточительный / скряга).

Общение - потребность в общении и друзьях (равных отношениях).

Эффект самообнимания: я (открытый / серьёзный), другой (замкнутый / поверхностный).

Статус - потребность в социальном положении/важности, внимание к репутации и производимому впечатлению, к титулам и наградам, престижу и потреблению premium-класса.

Высокий или низкий уровень этой потребности отражает одновременно самооценку и восприятие окружающих. Эффект самообнимания: я (элита / непредвзятый), другой (незначительный / сноб).

Покой - потребность в безопасности, эмоциональном комфорте.

Эта потребность тесно связана с интенсивностью переживания боли, стресса и страха. Эффект самообнимания: я (осторожный / смелый), другой (авантюрный / боязливый).

Месть - потребность давать сдачи, соревноваться и побеждать.

Связана с гневом и ненавистью. Эффект самообнимания: я (победитель / бесконфликтный), другой (пассивный / агрессивный).

В книге Райсса «16 стремлений к Богу» исследуется психология религии: по его мнению, вера удовлетворяет все шестнадцать базовых потребностей.
(Фото © Tom Dodge)

Каждая потребность у человека может быть выражена в разной степени. Райсс остановился на трёх пограничных значениях: слабая проявленность, средняя и сильная. Схема даёт широкое многообразие людских типажей, поскольку потребности рассматриваются как независимые друг от друга.

14 потребностей могут быть в той или иной степени обнаружены у животных, 12 могут задействоваться в религиозных практиках, что вполне соответствует религиоведческой позиции: религия не может уложиться в рамки нескольких психосоциальных функций и не должна рассматриваться уже, чем «форма культуры».

Что касается постоянства потребностей, то повторные исследования показали крайнюю устойчивость 16 базовых желаний у людей со временем. Похоже, что они обусловлены генетически или формируются уже в раннем возрасте. «Люди могут меняться, но до определённой степени и не очень легко».

Различия полов статистически усредняются из-за частных отклонений. При этом сохраняется тенденция мужчин чаще быть агрессивными и менее нуждаться в покое, хотя сила родительских инстинктов у обоих полов разнится слабо.

Райсс пишет, что не нашлось корреляции между потребностями и этническими группами, но признаёт, что исследованию подвергались только представители Америки, Канады и Японии.

Поэтому он не готов делать выводы о роли культуры и воспитания в формировании потребностей, склоняясь пока к тому, чтобы считать её всё-таки меньшей, чем роль генетики. Во всяком случае, профессиональные тесты выявили, что разные профессии привлекают разных людей.

Разработаны тесты, которые предполагают более сотни вопросов и иногда даже контрольную сверку с использованием анкет наблюдателей, оценивающих со стороны. Простейший же тест состоит из 16 вопросов такого вида: «вы обычно испытываете большую или меньшую потребность в независимости (как пример), чем ваши сверстники?». В таком варианте точность зависит просто от понимания себя и других людей, а также сути каждой потребности.

Модель Райсса представляет собой ценный психологический и социальный инструмент, уже взятый на вооружение кадровыми отделами крупных корпораций и применяющийся в профессиональном спорте.

Однако причины и цель её создания представляли нечто более важное : это посильный вклад автора в понимание природы человека.

Так, Райсс говорит, что на 16 потребностей есть всего 6 сфер их удовлетворения: семья, взаимоотношения, работа, духовная жизнь, спорт и счастье. При этом предлагается различать «чувственное счастье», которое приносит удовольствия в настоящем времени и «ценностно-ориентированное счастье», которое наполняет нашу жизнь смыслом.

Это Вам будет интересно:

Некоторые люди сосредотачиваются на первом, но в какой-то момент могут почувствовать опустошение. И хотя нет причин отказываться от простых радостей, гораздо важнее «ценностно-ориентированное счастье», - тем более, что именно оно поддерживает жизнь в людях, оказавшихся в ситуациях болезней, травм, социальных потрясений и других обстоятельств, которые не всегда можно выбирать. опубликовано