» » Русский Велес – еврейский Господь, Бог их. Велес в северной традиции гадания и магии

Русский Велес – еврейский Господь, Бог их. Велес в северной традиции гадания и магии

Начнём с того, что ни один из иудеев и ни один из христиан, как бы он тщательно не изучал Тору, Талмуд, Библию, никогда не даст вам ответа на вопрос – как зовут иудохристианского бога?

1. Таинственный еврейский Яхве – не Бог

Яхве или он же Иегова – это не имя бога. Это обозначение существа, чье имя запрещено произносить. Например, так же, как у русских «медведь» - «ведающий, где мёд». Но это не название самого животного. Это иносказь. Медведя же зовут Бер, отсюда и берлога пошла – логово Бера. Бер у русских, как и Иегова у евреев и христиан – это священное божество.

Так каково же имя иудохристианского бога? Ведь своего Бога надобно знать! Не просто же в пустоту времён слать свои молитвы. Кстати, мусульмане, например, молятся просто на восток. И иудохристианам что ли так поступать? Нет, конечно. У них есть иконы.

Русские знают своего Единого Бога – его имя Род. Почему же иудохристианам не дано знать имени того, в кого они веруют?

2. Еврейский Иисус – «сын полка», но не Бог

Иисус – это не Бог.

Говорил как-то Господь иудохристианам:

«(18:18) Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему…» [Второзаконие]

И – всё. Он вложит в Пророка только слова! Никакого духа божиего! И сам Пророк будет исключительно – человек!

Открываем «Родословие Иисуса Христа». Читаем:

«(1:1) Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». [Матф.]

Два отца у одного сына, да ещё и Бог-отец предусмотрен – чрезвычайно смешанное блудовство со стороны предполагаемой матери.

Причём в Тора-Библии указаны ещё «оплодотворители», участвующие в зачатии Христа:

«(1:15-16) …Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

«(3:23-38) Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфонов, Левин, Мелхиев, Ианнаев, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Семеиев, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Са-Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Сименов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинаозов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Возов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иаковлев, Исааков, Аврамов, Фаррин, Нафоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеидов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий». [Лука]

Да, отцов у Христа – много.

3. Господин – это имя иудохристианского Бога

Обратим внимание на то, как обращаются евреи в Тора-Библии к «своему» богу, да и сам «еврейский» бог себя называет очень конкретно и весьма однозначно:

«(15:14) Помни, что и ты был рабом на земле египетской, и избавил тебя Господь , Бог твой.»

«(15:18) Не считай этого для себя тяжким, … и благословит тебя Господь , Бог твой, во всём…»

«(15:19) …от мелкого скота твоего, посвящай Господу , Богу твоему…»

«(15:20) Перед Господом , Богом твоим, каждогодно съедай это ты…» [Второзаконие].

Очевидно, что сам себя Господин именует как раз Господином – с большой буквы, то есть это его имя. Кроме того, Господь уточняет о себе, что он – «Бог твой». То есть, Господь – это имя иудохристианского Бога.

«(10:17) Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берёт даров,

«(10:18) Который даёт суд сироте и вдове, и любит пришельца, и даёт ему хлеб и одежду» [Второзаконие].

4. Господином величают русского бога Велеса

Главное обращение иудохристиан к своему «богу» - Господь, Господин.

И они, обращаясь, не ведают, что говорят. И весьма, видимо, удивятся, если им раскрыть глаза.

Господь (господин) – буквально «хозяин коров », gopatin (санскр.), говядо – корова, от общеевропейского go – корова (бредущая, движущаяся).

А хозяином коров (скота) издревле является русский бог Велес – «коровий бог». Его так и называли на Руси!

Велес также бог богатства [!] , хитрости [!] , книжности [!] , торговли [!] , колдовства [!] , гаданий [!] , хозяин бесов, проводник умерших душ на Тот свет. Согласитесь, многое из того, чему покровительствует Велес, олицетворяет иудейский принцип жития.

5. Велес – Коровий сын

Велес – сын Рода и Коровы Земун; двоюродный брат – Живы, Марены, Перуна, Полеля, Коляды, Кащея, Индрика-зверя, Черного Змея, Хорса, Азовушки, Пелена, Семаргла; отец – Анта, Асилы, Мороза, Сна, Тура, Ярилы; предок – казаков, черкесов, белорусов, поляков, кельтов, двоюродный предок – киевлян, жителей Кракова, ляшских полян, сорбохорватов, чехов, западных и восточных немцев, древлян, полян, русских, скифов, кривичей, хазар и др.

Велес (от слова «волохатый» – мохнатый) – покровитель домашнего скота и богатства, воплощение золота , попечитель торговцев, Ему подчинялись все низшие духи.

Велес – был лунным богом и Великим Хранителем Прави .

6. Господин, Бог иудохристианский, имел русских братьев и детей

В Тора-Библии с третьей же её страницы Господь, Бог их, Велес наш, сразу же признался, что Он один из многих богов, причём Им уважаемых, чтимых, равных Ему. О которых Он чрезвычайно сильно заботится – сильнее, нежели о самом главном предке евреев - Адаме. Когда Адам с Евой вкусили запретный плод в Раю, Господь в ужасе произнёс:

«(3:22) И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как ОДИН ИЗ НАС…» [Бытие]

После чего Господь, Велес наш, выгнал первых евреев из Рая – Адама и Еву. Которые стали рожать и рожать, и нарожали множество каинов и енохов, которые, в свою очередь, нарожали дочерей. И вот тут-то Господь, Велес наш, опять проговорился о множественности своего, божиего, племени, конечно же, радея за чистоту крови божией:

«(6:2) Тогда СЫНЫ БОЖИИ увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» [Второзаконие].

Сынов божиих, как видите, было много. Пока Велес, Господь иудохристианский, ставил свои опыты по выращиванию из бездушных людишек некого гениального (?) ныне племени, сыны божии уже существовали и резвились с молодыми обезьянками (по Дарвину) – дочерьми человеческими. Нам, русским, потомкам тех богов, можно и осудить своих предков: страдали вы зоофилией – напрасно, родичи! Нам теперь расхлёбывать засилие результатов таких случек.

А что же рождалось-то? Когда такие не равные партнёры: сын божеский и глина бездушная («Адам» в переводе «глина»);

«И затем создавать стал Сварог людей
Вместе с милостивой Ладой-матушкой.
С Ладою Сварог брали камешки
И бросали их себе за спину.

Бросит камень Сварог - приговаривает:
- Там где был бел горючий камешек –
Стань на месте том добрый молодец.
Лада камень бросит, приговаривает:

Там где был бел горючий камешек –
Стань на месте том красна девица.
Появилось так племя первых людей –
Сильных, гордых и Правды не знающих.
Душу в них вдохнуть не сумел Сварог
,
Он не смог согреть камни хладные».),
(ППГ 3.47.-3.50.)

получалось всякое. Например, арабский дипломат и уважаемый землеописатель Ибн-Фадлан, посетивший верховья Волги, при дворе болгарского хана видел останки только что убитого великана-людоеда.

«И увидел я, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился».

Сего великана отловили в лесах племени веси (то есть, в муромских лесах). Он был нрава буйного, потому его держали на цепи, а удавили из-за того, что от его крика у женщин случались выкидыши.

А у славян, как известно, был Единый Бог Род , у которого были божеского происхождения сыновья и дочери. Одним из сыновей был Велес – Хозяин коров – Господь. И, очевидно, он и произносил то, что зафиксировано Тора-Библией.

«(11:7) СОЙДЁМ ЖЕ, и СМЕШАЕМ там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» [Второзаконие]

7. Русский бог Велес – библейский бог, которому иудохристиане приносят жертвы

Русскому богу Велесу по древнему обычаю приносили в жертву быков, овец. Однако на Руси, стране потомков богов, кровавые жертвоприношения не практиковались.

Но практиковались они среди человеческого племени, впоследствии названном евреи, исповедующем иудаизм и насадившем другим народам раболепское христианство.

Иудохристиане с упоением и чрезвычайно часто описали в своей Тора-Библии о приносимых еврейским богам (обратите внимание – богов в Тора-Библии великое множество!) кровавых жертвах и способе умерщвления этих жертв.

Так поступил и Ной:

«(8:20)…и устроил из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принёс их во всесожжение на жертвеннике. (8:21) И обонял Господь приятное благоухание» [Бытие].

Так поступил и Аврам, блуждая по заселённым нормальными людьми землям:

«(11:7)…И создал он там (Сихема) жертвенник Господу, который явился ему.
(11:8) И создал там (между Вифелем и Гаем) жертвенник Господу и призвал имя Господа.
(11:18) …в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» [Бытиё].

Так поступил Авраам и после того, как вдоволь наскитался по чужим землям и понастроил в них чадящих смрадом жертвенников:

«(15:9) Господь сказал ему: возьми Мне трилетнюю телицу , трилетнюю козу, трилетнего овна , горлицу и молодого голубя.
(15:10) Он взял всех их, рассёк их пополам, и положил одну часть против другой…
(15:11) И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их.

(15:17) Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассечёнными животными» [Бытиё].

«Еврейский» бог весьма избирателен к качеству жертв, ему приносимых иудохристианами, не желает себе жертв из порочных животных:

«(15:22) Если же будет на нём порок…, то не приноси его в жертву Господу, Богу твоему» [Второзаконие].

Такие же кровавые жертвы и на Пасху:

«(16:2) И закалай Пасху Господу…

(16:4) Не должно у тебя находиться ничто… из мяса, которое ты принёс в жертву вечером в первый день» [Второзаконие].

Причём, Господь – Хозяин коров говорит о жертвенниках у каждого дома!:

«(16:21) Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего, который ты сделал себе» [Второзаконие].

Господь – Хозяин коров – Велес учит иудохристиан правильному делению туш жертвенных животных:

«(18:3) Вот что должно быть положено священникам от народа, от приносящих в жертву волов и овец: должно отдавать священнику плечо, челюсти и желудок» [Второзаконие].

Кровавые жертвы и всесожженческий смрад от горящих трупов животных – нравится Господу:

«(12:27) И совершай всесожжения твои, мясо и кровь, на жертвеннике Господа, Бога твоего; но кровь других жертв твоих должна быть проливаема у жертвенника Господа, Бога твоего…» [Второзаконие]

8. Русский бог Велес после своего низвержения возненавидел столбы в свою честь

Когда Господь – Хозяин коров – Велес учит своё иудохристианское «стадо» житию-бытию, отчётливо видно, как пронизаны ненавистью к родной русской вере его слова и вызываемые ими деяния:

(16:21) «Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего, который ты сделал себе.»

Рощи и деревья росли подле русских священных мест.

(16:22) «И не ставь себе столба, что ненавидит Господь, Бог твой» [Второзаконие].

Столбами здесь названы ритуальные столбы, посвящённые русским богам.

Было время, когда Велес ладил с братьями-богами, и всё у них (и у нас бы сейчас) было хорошо. Даже Перун к себе на свадьбу пригласил, да не кем-нибудь, а…:

«Призывал Перун друга Велеса,
Чтобы Велес стал кумом-сватушкой,
Чтобы вел колесницу по небу он».
(ППГ 7.71.)

Но красива была Дива, жена Перуна, Велес…:

«Все на свадьбе перуновой веселы,

Они пьют-едят, веселы сидят.
Лишь один опечалился сватушка,
Он повесил буйную голову.
Это друг Перуна могучего –

Велес, сын Коровы небесной.
Позавидовал он Громовержцу ,
Как увидел невесту прекрасную –
Молодую Диву-Додолушку.

Позабыл в тот миг все на свете он,
Позабыл тотчас дружбу прежнюю –
Возжелал украсть Диву милую.
И когда поехали сватушки

Из дворца Додолы во перунов дворец,
Он повез колесницу Додолушки,
Говорил он ей таковы слова:
- Увезу тебя, Дива милая,

Далеко на край света белого!
Стань же, Дива-душа, ты моею женой!
Вот тебе кольцо золотое,
Ты надень колечко на палец!

Я не стану, Велес, твоею!
Не гневи, Велес, Рода небесного!
Он протягивал к ней белы рученьки –
По велению Рода небесного

Руки Велеса не вздымалися,
Златы кольца в руке распаялись».

Наказание пришло за Велесом быстро:

Загремели тотчас громы на небе.
Опалила тогда Дива Велеса

В облаках огнем обжигающим.
И упал с колесницы, отвергнутый,
Вниз слетел со свода небесного.

А Пеpун-громовержец во гневе

Повернул за ним колесницу,
Громовые метая стрелы,
Сотрясая всю подвселенную».

И если бы мать Велеса Корова Земун не заступилась за сына,

«Вышла тут навстречу Перуну

Мать Земун Корова небесная.
Он стегнул ту Коровушку плеточкой.
Но Земун Перуну промолвила:
- Не стегай, Перун, меня плеточкой,

Не стреляй в меня громовой стрелой!
И не трогай, Перун, - чадо милое,
Моего неразумного Велеса!
Ты весь мир спалишь, всю Вселенную…».
(ППГ 7.91.-102.)

Так был сброшен Велес с Неба на Землю. За это теперь он злится и гневится на своих братьев-богов русских. А прав ли он? Прав ли Велес в том, что подобрал бездушых людишек – евреев Адама и Еву:

«…Правды не знающих.
Душу в них вдохнуть не сумел Сварог,
Он не смог согреть камни хладные»?
(ППГ 3.49.-3.50.)

9. Разозлился Велес на своих братьев – русских богов

Все в Тора-Библии написано, только надо уметь прочесть ТЕ буквы и ТЕ слова из них.

Обиделся Господь – Хозяин коров – русский бог Велес на сородичей своих за то, что лишили его былого могущества. Обиделся Велес Библейский сильно, на многие веки.

Поэтому и говорит иудохристианам следующее:

«(17:2) Если найдется среди тебя,… мужчина или женщина,…
(17:3) и пойдёт и станет служить иным (!) богам ,… или солнцу (!) , или луне, или всему (!) ВОИНСТВУ НЕБЕСНОМУ (!),…
(17:4) и если сделана мерзость сия,…
(17:5) побей их камнями до смерти.

(18:10) Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, ворожей, чародей» [Второзаконие].

Вот вы и видите, что Воинство Небесное существовало во времена зарождения еврейского народа, и это воинство было русским, и славно воевали они с разной нечистью:

Только теперь, когда библеизм победил не только в отдельно взятой стране, но и в большинстве стран мира, русских (а ими являются все белые народы мира), эти рабы египетские и свои предатели русские заставили забыть родную веру и родных богов – Воинство Небесное.

А разозлился Велес на своих братьев – русских богов потому, что сказал неправильное слово на свадьбе Перуна, за что его и разжаловали, из своего племени изгнали с горы, через реку Смородину – то есть на средний Восток:

«- Ничего не скрою, что ведаю…
Прежде было у Велеса времечко,
Честь была ему и хвала была!
Ну а ныне пришло безвременье –

И бесчестие, и бесславие…
А виной тому - слово лишнее,
Что на свадьбе Пеpуна сказано.
Закручинился он, опечалился,

И с печали той оседлал коня,
И поехал прочь от Рипейских гор
Ко чужой земле, царству змееву».
(ППГ 8.2.-8.4.)

Там он спустился в пекло, где повстречал Бурю Виевну, которую после недолгого боя взял себе в жены:

«Говорила тут Велесу Виевна:
- Ай ты, буйный Велес - могучий бог,
Сын Земун Коровы небесной!
Видно Род решил нас с тобой помирить,
Ты возьми меня, Велес, в замужество!»
(ППГ 8.65.-8.66.)

После этого Велес обратился к новым братьям своим, выходцам из горских народов местных, Усыне, Горыне, Дубыне, чтобы те подняли Велеса с новой женой на поверхность Земли, её вытащили, а Велеса, как и положено гордым горцам – предавать, оставили в пекле, под землёй:

«Закричал тут Велес товарищам:
- Эй вы, братцы, тащите-ка Бурю Ягу –

То жена моя разлюбезная!
Потянули тогда братья Виевну,
А как только Яга вышла из-под земли –
Уронили веревку в провал они

И бежали от ужаса в стороны.
Так остался Велес в Земле Сырой».
(ППГ 8.69.-8.71)

Видим, что за эти свои пережитые невзгоды Велес на русских людей обижаться не может – предали его горцы.

Тогда, в те времена, блуждая в Пекле, Велес не забыл ещё своего гордого божеского происхождения и путался со змеями и гадами всякими, как стал он это делать в наше время. Например, ища выход, он попутно спас птенцов птицы Могол :

«Змей ползет к гнезду беззащитному.
Велес тут подошел, сбил ползучего Змея
И убил его булавой своей».
(ППГ 8.73.)

За это добрый акт Велес получил адекватную награду – Могол вынесла его на верх к Солнцу Красному, где он и отпраздновал свадьбу со своей Бурей Виевной:

«- Если так – все, что хочешь, проси у меня.
- Отнеси меня, птица, на белый свет,
Видеть я хочу Солнце Красное,
Походить хочу по Земле Сырой…
(ППГ 8.78.)

…Тут нашел буйный Велес младую жену –
Удалую Усоньшу Виевну
И отпраздновал с нею свадебку».
(ППГ 8.85.)

И теперь живут они, припеваючи, в избушке на курьих ножках там, где проходит граница между Явью и Навью.

10. Велес – был лунным богом

Русский бог Велес был лунным богом. И это опять-таки указывает на то, что иудеи, чтящие первые книги из Тора-Библии, живут именно по лунному календарю.

11. Синий цвет еврейского флага – цвет русского бога Велеса

На Руси русскому богу Велесу всегда соответствовал синий цвет. Однако русичи и другие белые народы не считали Велеса главным богом. Ибо главный бог всегда был один – Род . Велес главенствовал только над определенными стихиями и секторами жизнедеятельности. Но главным, как ему, возможно, хотелось, так и не стал.

Синий цвет на флаге Израиля – цвет русского бога Велеса.

12. Числа Велеса – 666

Числами Велеса являются «6» и «12», то есть два раза по шесть. Всего – три шестёрки.

Напомним, что и еврейская звезда – шестиконечна. И так называемый иудохристианский Зверь имеет то же самое число – «666».

В возвеличивании иудохристианами числа «6» прослеживаются чрезвычайно многие связи Господа с Велесом.

Кроме того, многие иудохристианские храмы имеют по шесть куполов, как, например, Храм Христа Спасителя в Калининграде.

В русской традиции из дней недели почитаются – понедельник, среда, пятница. А запрет на производство любых работ касается только воскресения – седьмого дня. Именно поэтому неделя называется «неделей» от русских слов «не делай».

Иудохристиане почитают днём, в который нельзя трудиться, субботу (оставим здесь библейские обоснования этому). Отметим, что порядковый номер субботы в семидневной неделе – «6».

Причём, счет дней недели (седмицы) идёт как раз с понедельника «по» - (по-верхность) – «сверху недели»; после вторник – от слова «второй», и т.д. Суббота – по порядку шестой день. Мы опять возвращаемся к числу Велеса – любимой иудохристианами шестёрке.

Кроме того, на Руси именно суббота почитается днём русского бога Велеса. Эта же суббота почитается и иудохристианами.

Однако самому Велесу, видимо, не очень нравится над своей головой иметь свою паству – поэтому Храм Христа Спасителя то разрушается, то выстраивается вновь.

В ЕЛЕС (ВОЛОС) - один из древнейших и наиболее почитаемых богов древнерусского мифологического пантеона. О степени его почитания говорит тот факт, что, как свидетельствуют исторические источники, и князь Олег, и князь Святослав при заключении договоров с греками клялись и Перуном, и Велесом. Велес ставился рядом с Перуном :

«…Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога …»

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором

Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг

И чары хитрых ведьм, пока дымится луг

И звезды ночь пестрят серебряным узором.

П.Д. Бутурлин

Культ Велеса связан с почитанием медведя на Руси как хозяина леса, тайги. Это унаследовано, вероятно, из того периода (и сохраняется до сих пор), когда охота была наиболее важным источником существования людей.

Велесу воздавалось всяческое почитание как подателю для людей великих польз и благ. Он покровительствовал охотникам, был символом успешной охоты на крупных (волосатых) животных. Он же становится и богом домашних животных, прежде всего крупного рогатого скота. В свою очередь» охотничья добыча и крупный рогатый скот составляли основу всяческого благополучия рода, семьи. Отсюда Велес и выступает как покровитель и податель (вспомните: «волосатая рука ») всех и всяческих благ и почитается как бог богатства. С развитием земледелия, также доставлявшего немалые блага, Велес рассматривается и как бог плодородия. Он даровал людям плуг, обучил их земледельческим работам и прочим премудростям.

Велес ассоциировался с животными («волохатый» - волосатый), с растительностью - «волосами земли», с владением богатством (володеть - владеть), с обладанием. В то же время само имя означает великий, чтимый. Велесу считались подчиненными все лесные, водяные и домашние духи.

Изображался Велес в простой одежде, с бычьими рогами на голове и с чашей с молоком или с огромным турьим рогом - рогом изобилия - в руках. Моления, обращенные к Велесу, и культовые действия, специально ему посвященные, были приурочены к зимним святкам - первой неделе января, масленице, первому выгону скота после зимы на пастбища и жатве хлебов. Ему приносились жертвы быками и коровами.

Во время святок и масленицы в его честь выряжались в шубы или тулупы, вывернутые шерстью (волосом) наверх, надевали маски с рогами (изображение скота). Совершались магические обряды, призванные уберечь скот от всяких напастей (например, перебрасывание топора крест-накрест через домашний скот). Из крутого теста лепились и выпекались символические коровки (выпечка фигурок животных была призвана оказать магическое воздействие на плодородие скота). В ночь на Beлесов день скоту полагалось давать обильный корм, а овцам - первый блин. Beлесу посвящали хороводы, песни, не возбранялись и откровенно любовные действия, как связанные с плодородием, плодовитостью и возрождением всего живого.

Во время жнивья на последней полоске оставляли несжатым пучок колосьев — Велесу на бородку. В конце жатвы на последней жниве последний сноп жали обычно всей семьей молча, оставляя несжатым пучок стеблей. Старшая на жнивье завивала из них бородку, вращая стебли по солнышку. Бородку украшали, перевязывали лентой, оставляли Велесу за дарованный хлеб с надеждой на его помощь и в следующее лето.
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить значение сына Рода , брата Сварога .
Велес - один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила».
Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите - свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави. Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов - Прави, к черной Нави, обители Чернобога , Седуни и Дыя . Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.
Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога. Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых - людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.
Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир». В лето 6479 (971).
«…да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».

Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой «Веде славян» в изд. Верковича (IV, 5.5-13). А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» — это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом. В христианском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» Велес прямо назван бесом, но еще он назван и «злым богом», почти как Чернобог у Гельмольда в «Славянской Хронике» (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники «это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди».

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

Дословно по другому списку:
«вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться».
Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. «Слово о полку Игореве» свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:

«Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше».

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных «демонов», приносили в жертву ему черных кур и голубей. В «Слове святого Григория» сказано о поклонении славян «скотному богу и попутнику и лесну богу». То есть Велесу — богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Велес Бог мудрости и удачи мог принимать любые обличья.

Чаще всего Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных
О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, то есть не уродуют, а хоронят старого бога. В «Житие Владимира» говорится:
«А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи»
Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.»
Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира — Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший «идолу камену» Волоса в Ростове, «едва не стал жертвой беса», преобразившегося в свою противоположность — «в образ воина, который возвел на него навет „царю“ Владимиру…».
Бес «обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами». Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога — Одина. В «Сказании о построении града Ярославля», источнике XVIII века, восходящем к древней записи, «которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий», прямо говориться, что волхвы были жрецами «скотьего бога»: «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался. Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".



Николай Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов «Великопольской Хроники») «для любопытных» «басни», в одной из которых находим: «Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса… Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский…)».
С большой долей вероятности можно говорить, что Велес — водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и святой Николай.
«Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко… сбавляет с раба божьего семьдесят болезней».
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге, где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос — муж Макоши , богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) — таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком — бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.
У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря — Николу Водяного

Волх, Волхов, Волховец — также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в «Слове о Полку Игореве», былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок — Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни — жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина «Хождение за три моря»: «Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток» . Волосожары — Млечный Путь — «Велес чесався и волосья разбросал». По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь — ее молоко. Велес — сын Коровы Вселенной. Лось — Созвездие Большой Медведицы — чертоги Велесовы.


Итак, Велес:

  1. «Скотий бог» — хозяин Дикой Природы.
  2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех странников.
  3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.
  4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
  5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
  6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
  7. Податель богатств.
  8. Покровитель знающих, учитель искусствам, в том числе скальдическому.
  9. Бог удачи.

День Велеса — среда, камень — опал или обсидиан, металл — свинец или ртуть, дерево — ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны — отсюда и «заблудиться в трех соснах») и муравейники — тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности — то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами — еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он — бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом — теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января — в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили «скотьего бога» сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего — 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля — когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле «на бородку» — Николина борода.



На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый — Старый — умиротворяет природу, второй — Молодой — ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») - перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до нашей эры до конца I тысячелетия нашей эры (IX век).

Юлия Алексеевна Цезарь

Потомственная ведьма. Таролог. Рунолог. Мастер Рейки.

Написано статей

Вокруг Велеса до сих пор существует множество загадок, хотя это один из самых известных богов, имя которого изустно нам еще из школьного курса истории. Считается, что он несет ответственность за поступки людей и всего живого в принципе. Велес – бог домашних животных, скота, поэтому есть мнение о его покровительстве низменным людским инстинктам. Некоторые исследователи считают его богом поэзии и богатства, так как он дед Бояна, славянского песнопевца, прославленного в сказках. Не обошлось и без приписывания Велесу черт покровитель мира мертвых, якобы именно он встречает умерших и провожает их к своему роду. Славянский бог не так прост, как кажется на первый взгляд.

Этимология имени неясна. Классической точкой зрения считается происхождение слова «Велес» от «волос». Этот бог действительно изображался с длинными волосами и бородой, лохматым, с рогами и посохом в руке или снопом. В словаре М. Фасмера встречаем толкование «Велес – значит «велий», то есть «великий»». «Волхв» может быть однокоренным словом, кроме того, многие из скитальцев носят одежду мехом наружу подобно славянскому богу. Велис сопоставляется с богом мира мертвых балтов Вяльнасой, Велнсом. У индусов есть демон Вала, пожирающий скот, что отсылает нас к мифологии предков, ведь Велес уводил у Перуна стада небесных овец.

Имя перекликается с древнескандинавским Вотаном, одним из прозвищ Одина. Скандинавский же бог волков VALASS тоже сопоставляется с нашим Велесом. По описанию и функциям в пантеоне он похож на греческого Аполлона и римского Марса. Первоначально Велес лишь ухаживал за скотиной, но постепенно на него стали возлагать и другие обязанности, о чем говорит перекличка с самыми разными культурами.

Еще одной каплей дегтя в теорию «Велес = Волос» является то, что у русичей существовал Змеиный Бог, которого часто звали Волосом. Это прототип Змея Горыныча, славянский дракон, с котором приходится сражаться русским богатырям. Но если говорят Велес, то подразумевают только мудрого старца, который иногда предстает в обличии медведя или быка. Однако идолов Волоса не найдено.

Первое упоминание о Боге Велесе приходится на десятый век и обнаруживается в текстах клятв- договоров Киева и Царьграда между Олегом и Святославом. Судя по тому, какой вес имеют документы, этот член языческого пантеона был не на последнем счет. Печать Велеса – знак, под которым шли все договоры на Руси. Но важно помнить еще о том, что повелевать скотом в древнем мире значило владеть жизнью. В каждом доме славянского человека животные, которые дают мясо, молоко, шерсть, – это основа достатка. К ним относились с почитанием и любовью, недаром еще наши прабабушки пускали зимой телят в дом, чтобы те не замерзли в хлеву. На этом фоне скотий бог удачи был важнейшим языческим покровителем. Если домашние животные не будут здоровы, станут умирать и болеть, то суровую русскую зиму семье просто не пережить.

Помощники Велеса

У этого бога было целое воинство, которое звалось Влесичи. В их ряды входили домовые, лесовики, банники, полудницы, полевики. Все они помогали своему хозяину в его делах, защищали скот от охраняли человека от бедствий. Спасая животных, они уберегали от смерти людей.

Читайте также: Белобог - символ и руна

В помощниках у Велеса целый сонм духов Нави, а этого непросто достичь рядовому богу скотов. В народе он также является символом житейской мудрости, достатка, рачительности и учебы. Оберег Велес притягивает богатство, так как он заведует делами человеческими в Яви, как и вопросами, связанными с домашними животными.

Велес является пастырем мертвых, встречающим душу на Калиновом мосту и уводящий ее через реку Смородину в загробный мир.

Лешие, воинство пастбищ и угодий, также являются помощниками. Славянский бог Велес иногда представляется в обличии Карачуна или деда Мороза, который бродит по зимнему лесу и устраняет недоразумения в виде проталин.

Славянские обычаи, связанные с этим богом

Славяне даже в самые голодные годы после жатвы оставляли на поле сноп сена – волоть – в качестве жертвоприношения. Ему также дали название «Велесу на бородку». Благодарственное подношение оставляли в честь того, что бог помог успешно собрать урожай.

Одной из ипостасей бога является медвежий облик, поэтому к этому животному на Руси относились по-особенному. Когда медведь приходил в деревню, население сразу настораживалось, ведь это значило, что Велес хочет предупредить людей о чем-то.

Оберег Велеса и Перуна вступают друг с другом в конфликт, так, как и сами боги воевали из-за невесты громовержца. Велес похитил девушку, а Перуна бросил в тюрьму. Сыновьям пришлось спасать его, после чего Велес сам попал в подземную тюрьму и стал там хозяином Нави. Перун возвратил славянам Солнце и плодородие. Он считается покровителем только людей княжеской крови, а Велес защищает вообще всех славян.

Символ Велеса, его святилище или капище, было одним из проявления страха и уважения язычников. После принятия христианства на Руси возникла необходимость как-то безболезненно заменить богов другими лицами. Так Велес превратился в святого Власия, который также стал покровителем домашних животных.

Капище, знак Велеса, должно устанавливаться только в определенном месте и при особых условиях. Оно располагается в сырой низине, как символ подземного мира, подводного и змеиного пристанища, но может быть размещено и на горе, там, где растут ели или рядом есть вороньи гнезда. Велесовы дни отмечаются с 1 по 6 января и 10 февраля.

Печать Велеса изображалась на оружии. Это божество запускает колесо жизни человека и встречает его в самом конце. Во многом от решения Велеса зависит то, какой будет смерть ратника. Бог удачи был оборотнем, о чем свидетельствуют его многочисленные ипостаси, поэтому не чурался охоты и хорошей добычи.

Звезда Велеса сопровождала путников в странствиях с целью или без. Его называли Господином Дорог, покровителем торговли, честной выгоды и различных ремесел. Велес принимал важнейшее участие в распределении талантов человеку при рождении.

Печать Велеса – ваш личный амулет

Оберег можно сделать самостоятельно, нарисовав соответствующий символ на кусочке кожи или приобрести серебряное изделие, сплав. Руна Велеса запятнана стремлением присвоить себе древнюю культуры Третьим Рейхом, но на самом деле талисман является сильнейшим охранителем человека и домашних животных.

В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.

Велес - один из величайших богов древнего мира.

Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу - Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите - свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» - Посолонь - слева направо, к Прави.

Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять - Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов - Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.

Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога.Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.

Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли: вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых - людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир". В лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога".

Царевна-волхова.Михаил Врубель 1898


Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская летопись").

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель. Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (IV, 5.5-13).

А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмольда в "Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей. В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а хоронят старого бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи" Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов. Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу." Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса", преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.

В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. "И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь" .

Чаще всего его изображали мудрым стариком,
защитником растений и животных

Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов "Великопольской Хроники") "для любопытных" "басни", в одной из которых находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)"

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и св. Николай. "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней".

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге, где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.


Велес. Андрей Клименко

Итак, Велес:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.

2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников

3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.

5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.

6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.

7. Податель богатств.

8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому

9. Бог удачи.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.

Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина борода.

На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет природу, второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.

«Велесова книга» («Влесова книга», «Книга Велеса») - перевод священных текстов новгородских волхвов IX века, в которой рассказана древнейшая история славян и других народов от конца II тысячелетия до н.э. до конца I тысячелетия н.э. (IX век).