» » Харе кришна - религия души. « ». Шрила Бхактивинод Тхакур

Харе кришна - религия души. « ». Шрила Бхактивинод Тхакур

Карма как таковая не в состоянии непосредственно и незамедлительно принести духовные плоды. Когда же она приносит их, то делает это с помощью Бхакти. Следовательно, Бхакти независима, а карма и джнана-зависимые от Бхакти средства. Джнана, т. е. знание, что человек-это духовное существо, не в состоянии непосредственно привести к наивысшей цели. Когда она приводит, то делает это с помощью Бхакти. Поэтому Бхакти является единственным путем к конечной цели. Бхакти определяется так: Бхакти есть развитие дружественного чувства к Кришне, свободного ото всех желаний, кроме желания совершенства в Бхакти, и от примесей в виде кармы, джнаны и прочего. Мы увидим, что Бхакти-это одновременно и чувство, и действие. Бхакти имеет три ступени: Садхана-Бхакти, Бхава-Бхакти и Према-Бхакти. На ступени Садхана-Бхакти чувство еще не возникло. В Бхава-Бхакти приходит чувство, а в Према-Бхакти чувство находит себе полное выражение в поступке. Бхакти-это духовное чувство к духовному Любимому. Садхана-Бхакти бывает двух видов: один называется Ваидхи-Садхана-Бхакти, другой-Рагануга-Садхана-Бхакти. Слово еаидхи происходит от видхи, "закон". Если побуждением для Бхакти служат законы Писаний, то, покуда не пробудилось чувство, действует Ваидхи-Бхакти. Если человек любит Кришну из своей естественной потребности, то это Рага-сильное желание служить Господу своего сердца. Очарованные красотой такого рода покорности Ему полны стремления развивать чувство по отношению к Кришне. Такова Рагануга-Садхана-Бхакти. Она сильнее, нежели Ваидхи-Садхана. Существует девять способов развивать дружественное чувство к Кришне: 1. Слушать духовные Имя, Образ, Качества и Лилу Кришны; 2. Произносить Их и петь; 3. Размышлять и вспоминать о Них; 4. Служить Его Святым Стопам; 5. Предлагать Ему служение в храме; 6. Поклоняться Ему; 7. Делать всё, чтобы Он был доволен; 8. Быть Ему другом;

9. Без остатка покориться Ему.

Из всех этих видов служения, Киртана-пение Имени, Образа, Качеств и Лилы Кришны-наилучший. Простое знание необходимо во всех этих видах служения, а бесплодных дискуссий требуется избегать. Есть те, кто отшатывается, услышав о поклонении Шри Мурти. "О нет,- говорят они,-поклоняться Шри Муртиидолопоклоничество. Шри Мурти-это идол, содеянный художником, рукой которого двигал сам Вельзевул и никто иной. Поклонение такому предмету навлечет на нас ревность Господа Бога и ограничит Его Всемогущество, Всеведение и Вездесущие!" Мы можем ответить им: "Братья! Подойдите к этому вопросу с открытым сердцем и не позволяйте себе идти на поводу у сектантских догм. Бог не ревнив, ибо нет равного Ему. Вельзевул или Сатана есть не что иное, как плод воображения или же предмет аллегории. Мы не должны позволить аллегорическому или воображаемому существу выступать препятствием для Бхакти. Исповедующие безличного Бога просто отождествляют Его с какой-то силой или качеством природы, хотя, в действительности, Он выше природы и ее законов. Закон-это Его святая воля, и было бы богохульством ограничивать Его беспредельное превосходство, отождествляя Его с такими качествами, как всемогущество, вездесущие и всеведение-качествами, присущим даже сотворенным вещам, таким как время, пространство и т. п. Его превосходство состоит в обладании взаимо-противоположными силами и свойствами, управляемыми Его Сверхъестественной Личностью. Он и есть Его Прекраснейшая Личность, обладающая таким Вездесущием, таким Всеведением и таким Всемогуществом, подобных которым не найти нигде и ни в ком. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же самое время находится в каждом сотворенном предмете и месте во всей Своей полноте. Такая идея Божества превосходит все остальные.

Махапрабху также отвергает идолопоклонничество, но принимает поклонение Шри Мурти как единственный и незаменимый путь духовного развития. Бог описывается как Личность и Абсолютная Красота. Святые, такие как Вйаса, созерцали Его Красоту глазами своей души. Они оставили нам описания. Конечно, слово несет в себе косность материи. Но через эти описания все равно воз- можно почувствовать истину. В соответствии с этими описаниями человек очерчивает Шри Мурти и с глубокой радостью видит в Нем великого Бога своего сердца. Братья! Разве это ошибочно или греховно? Те, кто говорят, что Бог не имеет ни материального, ни духовного облика, а затем воображают ложный облик для поклонения,-несомненные идолопоклонцы. Но те, кто видят духовный облик Божества глазами своей души, насколько только возможно переносят это впечатление в ум, а затем предают эти очертания Символу ради удовлетворения материальных глаз в непрерывном постижении высших переживаний, ни в коем случае не занимаются идолопоклонством. Глядя на Шри Мурти, не смотрите даже на сам по себе образ, сколько на духовный прообраз этого образа, и вы чистый теист. Идолопоклонство и поклонение Шри Мурти-совершенно разные вещи, но братья! по своей опрометчивости вы просто смешиваете одно с другим. Сказать вам правду, поклонение Шри Мурти-единственное истинное поклонение Божеству, без которого вы не сможете в достаточной степени развить свои религиозные чувства. Мир будет привлекать вас через ваши органы чувств до тех пор, пока вы не будете видеть Бога в том, что воспринимают ваши чувства; сейчас же вы живете в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному продвижению. Поместите Шри Мурти в свой дом. Думайте, что Всемогущий Господь-Хранитель вашего дома. Пища, которую вы принимаете-Его Прасад (Его Милость). Цветы и благовония-тоже Его Прасад. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус-всё может быть задействовано в духовной жизни. Делайте это со святыми намерениями, и Бог поймет и будет судить вас по вашей искренности. В этом деле у вас не будет ничего общего ни с Сатаной, ни с Вельзевулом. Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю религии, и вы сами убедитесь в этой святой правде. Семитическая идея патриархального Бога как в дохристианский период иудаизма, так в последующую эпоху христианства и мусульманства есть ничто иное, как ограниченное представление о Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев карма-канди является отдаленным взглядом на то же самое начало. Идея Силы и джйотирмайа Брахмана у приверженцев медитации или идея бесформенной энергии у Шакт-также расплывчатое представление о Шри Мурти. Принцип Шри Мурти есть истина, по разному открывающая себя разным людям в зависимости от уровня их мышления. Даже Джаимини и Конт, неготовые признать Бога-творца, ввели определенные аспекты Шри Мурти просто потому, что чувствовали какое-то внутреннее побуждение от души! Затем мы встречаем людей, принявших Крест, Шалаграм-шилу, Лингам и другие подобные символы как указание на внутреннюю идею Шри

Мурти. Более того, если Божественные сострадание, любовь и справедливость можно запечатлеть пером и передать резцом, то почему тогда личную красоту Божества, объемлющую все остальные качества, невозможно запечатлеть в поэзии или на картине или передать резцом для блага человека? Если слова могут выражать мысли, часы-показывать время, а один знак расскажет нам целую историю, то почему изображение или скульптура не может вызвать высокие мысли и чувства, связанные с красотой Божественной Личности, выходящей за пределы материального опыта? Поклоняющиеся Шри Мурти делятся на две школы: идеальную и физическую. Тех, кто принадлежат к физической школе, обстоятельства жизни и уровень мышления обязывают основывать храмовые учреждения. Те, кто по обстоятельствам своей жизни и по своему положению уполномочены поклоняться Шри Мурти в уме, склонны, с должным почтением к храмовым учреждениям, поклоняться Шраваной (слушанием) и Киртаной (громким пением), и их церковь-вселенская, приемлющая всех невзирая на происхождение или цвет кожи. Махапрабху предпочитает последнюю школу и показывает поклонение в Своей Шикшаштаке, напечатанной как приложение к этой книге. Поэтому служите- служите, не отвлекаясь ни на что иное, с чувством полного самопредания, и очень скоро вам будет ниспослана Према. 9. Према к Богу-окончательная цель духовного существования

« ». Шрила Бхактивинод Тхакур. Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху»

Russian

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху

Его наставления

Поклонение Шри Мурти и идолопоклонство

Из всех этих процессов наилучшим является киртан , или воспевание Имени Кришны. Чтобы совершать такое служение, необходимо принять знание со смирением, в то время как бесплодных дискуссий следует избегать.

Некоторые люди не одобряют идеи поклонения Шри Мурти. Они говорят: «Почитание Шри Мурти - это идолопоклонство. Шри Мурти - идол, созданный художником, а изобретенный не кем иным, как самим Вельзевулом. Поклонение подобному объекту пробудило бы ревность Господа и ограничило Его всемогущество, всеведение, вездесущность!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите беспристрастно к изучению этого вопроса и не позволяйте себе увлекаться сектантскими догмами. Бог не ревнив, ведь Он един, Ему нет равных. Вельзевул или сатана - не более чем порождение воображения или аллегория. Аллегорическое или воображаемое существо не должно быть препятствием на пути бхакти . Те, кто считает Бога лишенным индивидуальности, просто отождествляют Его с некой силой или свойством природы, хотя в действительности Он выше природы, ее законов и правил. Его святая воля - закон, и святотатство - ограничивать Его бесконечное превосходство, отождествляя Его с такими качествами как всемогущество, вездесущность и всеведение - качествами, которыми могут обладать сотворенные объекты, такие как время, пространство и другие. Совершенство Господа состоит в том, что в Нем пребывают противоположные энергии и качества, управляемые Его сверхъестественным “Я”. Он тождественен Своей великолепной Личности, обладающей такими способностями, как вездесущность, всеведение и всемогущество, подобных которым не найти более нигде. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же время во всей Своей полноте пребывает в каждом сотворенном объекте и месте.

Эта идея превосходит все прочие идеи Бога. Махапрабху также отвергает идолопоклонство, однако считает поклонение Шри Мурти единственным безупречным средством духовного развития .

прасад прасад

карма-канди , также есть отдаленное в ú джьотирмайя-брахмана шактов шалаграм-шилу , лингам

Показывать время, а символ

шраваны и киртаны премой ».

English

His Precepts

Of all these forms, kirtan bhakti

prasadam prasadam

karma-kandis jyotirmaya brahman shaktas shalagram-shila , the lingam

shravana and kirtana Shikshashtakam prema .

Было показано, что Бог личностен и великолепен во всех проявлениях. Мудрецы, такие как Вьяса и прочие, видели эту Красоту своим духовным зрением и оставили нам Ее описания. Конечно, на словах лежит печать грубой материи. Но все же эти описания позволяют почувствовать истину. Согласно им, человек создает Шри Мурти и с глубочайшим наслаждением созерцает в нем великого Господа наших сердец. Братья, что в этом ложного или греховного? Те, кто утверждает, что у Бога нет ни материальной, ни духовной формы, и в то же время воображает себе ложный образ для поклонения, - несомненно, идолопоклонники. Те же, кто созерцает духовный образ Божества очами своей души, насколько возможно доводит это впечатление до своего ума, а затем создает символ, удовлетворяющий плотское зрение для непрерывного изучения высшего чувства, вовсе не идолопоклонники. Глядя на Шри Мурти, не смотрите на само изображение, но созерцайте духовный образ этого изображения, - тогда вы будете безупречным теистом. Идолопоклонство и почитание Шри Мурти - две разные вещи! Братья мои, по опрометчивости вы просто путаете одно с другим. По правде говоря, поклонение Шри Мурти - единственное истинное почитание Бога, без которого вам не удастся сполна развить свои духовные чувства.

Мир будет привлекать вас через ваши чувства до тех пор, пока вы не узрите Бога в объектах ваших чувств. Вы находитесь в весьма затруднительном положении, едва ли способствующем вашему духовному возвышению. Установите Шри Мурти в своем доме. Считайте Господа Всемогущего хранителем вашего дома. Пища, которую вы вкушаете, - Его прасад . Цветы и благовония - это также Его прасад . Глаза, уши, нос, прикосновение и язык - пусть все будет проникнуто духовной культурой. Действуйте подобным образом с благочестивым сердцем, Господь узнает об этом и будет судить вас в соответствии с вашей искренностью. Сатана и Вельзевул не смогут помешать вам в этом деле! Все виды поклонения основываются на принципе Шри Мурти. Обратитесь к истории религии и вы придете к этой благородной истине.

Семитская идея Бога-патриарха - как в дохристианский период иудаизма, так и в последующий период христианства и мусульманства, - есть не что иное как ограниченная идея Шри Мурти. Идея Бога-монарха, такого как Юпитер у греков и Индра у арийских карма-канди , также есть отдаленное в ú дение того же принципа. Идея силы и джьотирмайя-брахмана тех, кто практикует медитацию, и бесформенной энергии шактов также являются весьма неясным представлением о Шри Мурти. В действительности, принцип Шри Мурти есть сама истина, по-разному проявляющаяся в сознании разных людей соответственно различным уровням их мышления. Даже Джаймини и Конт, не готовые допустить существование творящего Бога, указывали на определенные уровни Шри Мурти просто потому, что к этому побудило их некое внутреннее движение души! Мы встречаем людей, принявших Крест, шалаграм-шилу , лингам и другие подобные символы, указывающие на внутреннюю идею Шри Мурти.

Кроме того, если божественные сострадание, любовь и справедливость могут быть изображены кистью или выражены с помощью резца, почему же личная красота Бога, включающая в себя все прочие качества, во благо человека не может быть описана в стихах, изображена на картине или выражена при помощи резца? Если слова способны выражать мысли, часы - показывать время, а символ - поведать нам историю, то почему же картина или статуя не могут породить высших мыслей и чувств, связанных с трансцендентной красотой божественной Личности?

Почитатели Шри Мурти разделяются на два типа: сторонников идеального и физического поклонения [идеалистов и формалистов]. Сторонники физической школы обладают правом, согласно обстоятельствам жизни и состоянию ума, создавать храмовые учреждения. Те же, кто благодаря обстоятельствам и положению обладает правом почитать Шри Мурти в уме, сохраняя должное уважение к храмовым учреждениям, обычно склонны поклоняться посредством шраваны и киртаны , а церковь их универсальна и независима от касты и цвета кожи верующих. Махапрабху предпочитает этот, второй, тип и устанавливает метод поклонения в Своей “Шикшаштаке”, напечатанной как приложение к этой книге. Поклоняйтесь же непрерывно, с чувством смирения, и очень скоро вы будете благословлены премой ».

English

Srila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Sri Chaitanya Mahaprabhu

His Precepts

Shri Murti Worship vs. Idolatry

Of all these forms, kirtan or singing the Name etc., of Krishna is the best. Humble knowledge is necessary in these forms of worship and fruitless discussions must be avoided. There are some who start at the theory of worshipping Shri Murti. “Oh!” they say, “it is idolatry to worship Shri Murti. Shri Murti is an idol framed by an artist and introduced by no other than Beelzebub himself. Worshipping such an object-would rouse the jealousy of God and limit His Omnipotence, Omniscience and Omnipresence!” We would tell them, “Brethren! Candidly understand the question and do not allow yourself to be misled by sectarian dogmas. God is not jealous, as He is without a second. Beelzebub or Satan is no other than an object of imagination or the subject of an allegory. An allegorical or imaginary being should not be allowed to act as an obstacle to bhakti . Those who believe God to be impersonal simply identify Him with some power or attribute in nature, though, in fact, He is above nature, her laws and rules. His holy wish is law, and it would be sacrilege to confine His unlimited excellence by identifying Him with such attributes as omnipotence, omnipresence and omniscience- attributes which may exist in created objects such as time, space etc. His excellence consists in having in Him mutually contradicting powers and attributes ruled by His Supernatural Self. He is identical with His All-Beautiful Person, having such powers as Omnipresence, Omniscience and Omnipotence the like of which cannot be found elsewhere. His holy and perfect Person exists eternally in the spiritual world and at the same time existing in every created object and place in all its fullness.

This idea excels all other ideas of the Deity. Mahaprabhu rejects idolatry as well, but considers Shri Murti worship to be the only unexceptionable means of spiritual culture. It has been shown that God is Personal and All-Beautiful, Sages like Vyasa and others have seen that Beauty in their souls’ eyes. They have left us descriptions. Of course, word carries grossness of matter. But truth still is perceivable in those descriptions. According to those descriptions, one delineates a Shri Murti and sees the great God of our heart there with intense pleasure. Brethren! Is that wrong or sinful? Those who say that God has no form either material or spiritual and again imagine a false form for worship are certainly idolatrous. But those who see the spiritual form of the Deity in their souls’ eyes, carry that impression as far as possible to the mind, and then frame an Emblem for the satisfaction of the material eye for continual study of the higher feeling are by no means idolatrous. While seeing a Shri Murti, do not even see the image itself but see the spiritual model of the Image and you are a pure theist. Idolatry and Shri Murti worship are two different things; but my brethren, you simply confound one with the other out of hastiness. To tell the truth, Shri Murti worship is the only true worship of the Deity, without which you cannot sufficiently cultivate your religious feelings.

The world attracts you through your senses as long as you do not see God in the objects of your senses; you live in an awkward position which scarcely helps you in procuring you your spiritual elevation. Place a Shri Murti in your house. Think that God Almighty is the Guardian of the house. The food that you take is His prasadam . The flower and scents are also His prasadam . The eye, the ear, the nose, the touch and the tongue-all have a spiritual culture. You do it with a holy heart and God will know it and Judge you by your sincerity. Satan and Beelzebub will have nothing to do with you in that matter. All sorts of worship are based on the principle of Shri Murti. Look into the history of religion and you will come to this noble truth.

The Semitic idea, of a patriarchal God both in the pre-Christian period of Judaism and post Christian period of Christianity and Mohammedanism, is nothing but a limited idea of Shri Murti. The monarchic idea of a Jove amongst the Greeks and of an Indra amongst the Aryan karma-kandis is also a distant view of the same principle. The idea of a force and jyotirmaya brahman of the meditators and a formless energy of the shaktas is also a very faint view of the Shri Murti. In fact the principle of Shri Murti is the truth itself differently exhibited in different people according to their different phases of thought. Even Jaimini and Comte who are not prepared to accept a creating god have prescribed certain phases of the Shri Murti, simply because they have been impelled by some inward action from the soul! Then again, we meet with people who have adopted the Cross, the shalagram-shila , the lingam and suchlike emblems as indicators of the inward idea of Shri Murti. Furthermore, if the Divine compassion, love and justice could be portrayed by the pencil and expressed by the chisel, why should not the personal beauty of the Deity embracing all other attributes be portrayed in poetry or in picture or expressed by the chisel for the benefit of man? If words could impress thoughts, the watch could indicate time and sign could tell us a history, why should not the picture or figure bring associations of higher thoughts and feeling with regard to the transcendental beauty of the Divine personage?

Shri Murti worshippers are divided into two classes, the ideal and the physical. Those of the physical school are entitled, from their circumstances of life and state of the mind to establish temple institutions. Those who are, by circumstances and position, entitled to worship the Shri Murti in mind have with due deference to the temple institutions, a tendency to worship usually by shravana and kirtana and their church is universal and independent of caste and color. Mahaprabhu prefers this latter class and shows worship in His Shikshashtakam printed as an appendix to this book. Worship then without intermission, with a feeling of resignation. And in a very short time you will be blessed with prema .


Слава Шри Гуру и Шри Гауранге

Почитание Шримурти



Шрила Бхактивинода Тхакур.
Из книги "Жизнь и наставления Чайтаньи Махапрабху".

Шри Шри Гандхарвика-Гиридхари, Навадвип

Некоторых удивляет теория поклонения Шримурти. "О - говорят они - почитание Шримурти - это идолопоклонничество! Шримурти это идол созданный художником. И поклоняться ему учит сам Вельзевул, сатана. Почитание такого объекта оскорбляет Бога и ограничивает Его всесилие, всезнание и вездесущность!" Мы ответим: "Братие, искренне задайтесь этим вопросом и не позволяйте никаким сектантским догмам направлять ваш разум на ложный путь. У Бога нет ревности, ибо нет второго, равного ему. Вельзевул или сатана это лишь объект воображения или субъект аллегории. Аллегорическое или воображаемое существо, не должно быть препятствием на пути бхакти. Те, кто верит, что Бог безличен, просто отождествляют Его с одной из сил или аттрибутов Природы, хотя на деле Он превыше Природы, ее правил и законов. Его святое желание - любовь, и будет святотатством ограничиввать Его безмерное величие, отождествляя Его лишь с такими аттрибутами как всесилие, вездесущность и всезнание, которые могут также присутствовать и в сотворенных вещах, как например время и пространство, и т.п. Его величие состоит в одновременном присутствии в противоречащих друг другу силах и аттрибутах, которые управляются Его сверхъестественной Личностью. Он идентичен со Своей всепрекрасной личностью, обладая такими силами как всесилие, всезнание и вездесущность, подобных которым не найти нигде более. Его святая и совершенная личность вечно присутствует в духовном мире и, одновременно, - в каждом сотворенном объекте. И присутствует там во всей Своей полноте. Эта идея превосходит все другие представления о Божественности. Махапрабху отрицает идолопоклонство, но считает почитание Шримурти единственным и незаменимым средство духовной культуры. Как уже было сказано, Бог личен и всепрекрасен. Мудрецы, такие как Вьяса и другие могли видеть эту красоту глазами своей души. Они оставили нам описания. Конечно слова несут в себе грубость, свойственную материи. Но в этих описаниях можно рассмотреть Истину. Согласно этим описаниям создается Шримурти и в нем с великим наслаждением прозревают великого Бога, находящегося в сердце! Братие, разве это грешно или ложно? Те кто говорит, что Бог не имеет формы, материальной или духовной, и все же создают ложный образ для поклонения - те без сомнения идолопоклонники. Но те кто видят духовную форму Божества глазами своей души, переносят это впечатление на уровень разума, насколько возможно точно и оформляют его в образ, для удовлетворения материального взгляда, - никак не могут считаться идолопоклонниками. Видя Шримурти, ты должен видеть даже не сам образ, а духовную модель этого образа, тогда ты чистый теист. Идолопоклонство и почитание Шримурти это разные вещи, но, мои братья, вы просто подменяете одно другим из поспешности. По правде говоря, почитание Шримурти это единственно истинная форма поклонения Божеству, без которой просто невозможно адекватно культивировать свои религиозные чувства. Мир привлекает вас через ваши чувства, и, пока вы не видите Бога в объектах ваших чувств, вы находитесь в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному росту. Поместите Шримурти в своем доме. Вы должны думать что всемогущий Господь хранит ваш дом; пища, которую вы принимаете - это Его прасад, цветы и благовония - тоже Его прасад. Глаза, уши и нос, осязание и вкус - все имеет духовную природу. Если вы делаете это с чистым сердцем, Бог знает об этом и судит о вас по вашей искренности. Сатана и Вельзевул никогда не встанут между вами в этом. Все способы поклонения основаны на принципе Шримурти. Посмотрите на историю религий и вы поймете эту благородную истину. Семитская идея патриархального Бога в дохристианский период, в Иудаизме, и в пост-христианский период, в Магометанстве - ничто иное как ограниченная идея Шримурти. Монархическая идея Юпитера, принятая у греков, или Индры у арийских кармаканди, также определенный взгляд на тот же принцип. Идея силы или Джйотирмайа брахмы приверженцев медитации, или неоформленная энергия у шакт, - это также неясное видение того же Шримурти. На самом деле, принцип Шримурти это сама Истина, в разных людях проявляющая себя по разному, согласно уровню их постижения. Даже Джаймини и Комте, которые не были готовы принять учение о Боге-творце, проповедовали некоторые аспекты Шримурти, просто повинуясь некоторому внутреннему движению души! И снова мы видим людей, которые поклоняются кресту, шалаграм шиле, лингаму, и другим эмблемам, как знакам внутренней идеи Шримурти.

Далее, если Божественное сострадание, любовь и справедливость можно изобразить с помощью карандаша или выразить с помощью резца скульптора, то почему же личная красота Божества покрывающая все остальные атрибуты, недолжна изображаться в поэзии живописи или скульптуре, на благо людей? Если слова могут вдохновлять мысли, взгляд может определять время, а знак может рассказать историю, почему же рисунок или фигура не могут вдохновить высокие чувства и размышления о трансцендентной красоте божественной Личности?

Их Светлости Шри Шри Даял-Нитай Шачисута милостиво начали свою историю с 1989 года со святого места Враджа Бхуми в Индии (Вриндавана). Изначальная история пути Божеств такова. Мастер и место Их отлива мне неизвестны.

Такие специфические факты в 1989 году, к сожалению, были ещё далеки для нашей реализации – даже для лидеров русской миссии в России, к которым время относило и меня. Божества и поклонение Им в России было ещё новым и неизведанным служением. Тогда все были сконцентрированы только на одной задаче – книгах Прабхупады. И только о книгах узнавали всё в самых мельчайших подробностях.

Конечно, я не ищу оправдания своей невнимательности к Божествам, но таков был вообще наш духовный рост тогда. Мало было опыта в отношениях с Божествами.

Хотя сейчас, слушая истории даже о книгах Прабхупады в России, к сожалению, понимаешь, что многое уже начало забываться. Такие важные события, как две повальные волны арестов преданных в России в 1982 и 1985, забыты, как забыты и те, кто до них и после них умудрялся оставаться на плаву и продолжал организацию распространения книг.

Теперь, когда нелегальная жизнь миссии позади и можно открыто говорить правду, я авторитетно могу заявить, что даже победная история с книгами в России была очень тесно связана с Божествами. И это были Божества Шри Нрисимхи на моём алтаре. Но это уже другая неизвестная история других Божеств.

Продолжая историю о наших утсава-мурти, хочу отметить, что началась она с моей попытки углубиться в духовную жизнь и желания поклоняться на своём домашнем алтаре не фотографиям Божеств, а настоящим мурти. Поэтому, состоя в исторической первой делегации представителей русской ятры в Индии (совершившей воссоединение нашей миссии с западной), как-то раз в свободное время я обходил во Вриндаване Лой Базар – место, где местные ремесленники предлагали изваяния Божеств.

Следует учесть ещё один момент. Адрес моего ашрама был «виртуальный», то есть с первых дней он всё время переезжал, избегая преследований КГБ. И невзирая на увеличение в моей семье детей, ашрам всегда был базой для проповеди по стране, а страна эта называлась СССР. И из десятков городов, где останавливался мой ашрам, чаще всего приходилось останавливаться в Москве. А в тот 1989 год, когда мы выехали в Индию, мой ашрам был снова в Москве. Так вот для такого именно ашрама и пришлось искать соответствующие Божества, а ими могли быть, конечно же, только Божества самого Господа Чайтаньи – основателя проповеди Кришна-бхакти в Кали-югу.

Выбор Божеств был не быстрый, Их было очень много, и, как мне показалось через несколько дней, от одних Божеств вдохновение было наибольшим. Им и было предложено переехать в Россию.

Но после паломничества по всем святым дхамам вайшнавизма, видя какой размах имеет Ведическая культура в Индии, я почувствовал, как меня гложет мысль – не слишком ли «жирно» устроился я, сидя в Москве, когда в других местах этой культуры не хватает.

В те годы, на протяжении всей истории русского движения сознания Кришны, начатого Шрилой Прабхупадой в 1971 году и распространившегося по всей стране, почему-то, невзирая на полноценные десятки ашрамов и не меньшее количество бхакт в них, всех как магнитом тянуло в Москву. И приезжие бхакты, как заполняли имеющиеся ашрамы в Москве, так и создавали новые. В общем, тогда бхакт в столице было как пчёл в улье, и служение в Москве стало Меккой для всей миссии.

Поэтому по возвращении в Москву я уже имел благословлённый Киртираджем Прабху, тогдашним нашим Джи-Би-Си, план о расширении проповеди по югу Украины, где её недоставало.

В центре этой проповеди теперь были уже не только книги Прабхупады, но и Божества из Святой Дхамы. Эти Божества, приехав в Москву весной 1989 года, тут же со всем ашрамом из десятка бхакт отправились на Украину в Днепропетровск, и оставались там до весны 1990. Они были главной, неотъемлемой частью всей нашей проповеднической миссии. А эта миссия была, без преувеличения, явлением историческим. Ашрам провел первую в истории русской миссии падаятру по 10-ти главным городам Украины, а также посетил столицу Молдавии. Из Литвы, от Санатанадхармы Прабху, милостиво согласились к нам приехать Божества Джаганнатхи. Властелина Вселенной несли на ручном паланкине.

Божества Шри Шри Гаура-Нитай были хранителями и центром моего ашрама. Также по Их милости слуги нашего ашрама – Бхагаватачарья Прабху, Уграха Прабху и бывший Ягья Прия Прабху в Днепропетровске, Одессе, Донецке, Симферополе, Ялте, где наш ашрам начал интенсивную проповедь, смогли помочь: где – основать полноценные общины, а где и храмы открыть. Таковы были результаты одного года служения Божествам моего ашрама на юге Украины. Весной, в 1990, на открытии мною Симферопольской ятры, Божества отметили свою первую Гаура-Пурниму. Наша проповедь по югу Украины, в центре которой стояли будущие утсава-мурти Московского храма, не просто оказалась почти 50% проповеди всей Украины, но разожгла энтузиазм и в оставшейся части республики. По непостижимой воле Провидения летом этого же года, на лекции наших братьев - гостей с запада, нам довелось узнать, что у них каждый декабрь проводится марафон по распространению книг Прабхупады. И с того момента, меня опять начала терзать мысль – не «жирно» ли я живу, пропуская марафоны. А масла в огонь нового откровения подбрасывали просьбы приезжих бхакт из Москвы, указывающих на недостатки организации там распространения книг, и просивших меня вернуться и возобновить тот дух, который был там раньше при мне.

Осенью мысли о Марафоне стали нестерпимы. Я попросил у Ачьюты Прии Прабху (регионального секретаря) отставки с президентского поста Симферопольской ятры, для переезда назад, в свою старую ятру. Так как лучшего места для проведения Марафона Прабхупады чем 18-миллионный город невозможно было себе и представить. Просьба была удовлетворена, и, передав местным бхактам дела, как было оговорено, я вместе с Божествами выехал в Москву.

Старая моя команда бхакт московского храма оказалась задавлена навалившимися на неё масштабами служения, и приняла меня с удовольствием – сразу в совет храма, на должность лидера санкиртаны. Храм тогда был на метро «Колхозная». Поклонение будущим утсава-мурти в основном осуществляла моя жена Ананга-манджари, и её служение тоже можно считать немаловажным вкладом в историю – как начала марафонов Прабхупады в России, так и успеха марафона в Москве.

Немаловажная особенность Божеств в том, что моя близость с ними дала мне возможность организовать марафон Прабхупады в Москве так, что количество книг было рекордным. За декабрь месяц 1990 года было распространено 20 тысяч книг Прабхупады, что соответствовало количеству книг распространённых за двадцать лет истории русской ятры в СССР.

И вот, наконец, предпоследняя история об Их Светлостях, когда Они стали приближаться к алтарю Московской ятры, став ненадолго его гостями. Хотя мы слышали от Прабхупады, что для установления Божеств достаточно одного киртана, и киртаны были не единожды, для пущей верности решили провести еще и официальное Их установление. Пребывая в атмосфере победной эйфории марафона, я решил порадовать своих домашних Божеств обществом Его прославленных слуг московского Марафона, ставших теперь историческими персонажами.

И вот 31 декабря 1990 года Божества моего ашрама впервые попадают на алтарь московского храма. Тогда великие души России – все Махаратхи храма – были вместе, и под их пение была проведена инсталляция, а затем предложен большой пир.

После Марафона Прабхупады вся основная команда храма переехала в новый просторный храм на Беговой. А для меня начались проблемы с поклонением моим Божествам. Мою жену попросили возглавить отдел по поклонению Божествам Московского храма, и времени на поклонение домашним Божествам катастрофически не хватало; мы почти круглосуточно находились в храме.

Однажды, через несколько месяцев, весной 1991, новый храм навестил Киртираджа Прабху. Обсуждая стандарты поклонения большим храмовым Божествам, он указал о необходимости на алтаре маленьких Божеств Гаура-Нитай. Начались «торги» - кто принесёт свои Божества, т.к. новые из Индии привезут не скоро. Когда выяснилось, что никто из лидеров московской ятры так и не согласился принести в храм свои Божества, ради лучшего служения в главном храме России я решил принести в храм свои домашние Шри Шри Гаура Нитай – ведь мы с женой и так находились с утра до позднего вечера в храме.

Вот таков итог истории Их Светлостей – как Они оказались в нужное время и в нужном месте, в главном храме миссии Прабхупады в столице России.

По Своему Божественному Провидению Они пожелали чтоб вначале Им оказал поклонение ашрам Бхарадваджа Даса, одного из первых представителей русской миссии ещё с конца семидесятых, а затем Они низошли к бхактам Москвы.

С тех пор на алтаре главного Московского храма стали раздавать даршаны маленькие утсава-мурти Их Светлостей Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты.