» » Традиции и поверья связанные с егорием вешним. Егорий Вешний (Юрьев день) Егорий вешний праздник что нельзя делать

Традиции и поверья связанные с егорием вешним. Егорий Вешний (Юрьев день) Егорий вешний праздник что нельзя делать

День Георгия Победоносца, в народе называющийся по-простому Егорьев день, празднуется каждый год в одно и то же время – 6 мая. Этот день почитается как в православном, так и народном календарях. С этой датой, как и самим святым, связано несколько примет и обычаев.

Личность Георгия Победоносца

Георгий – лицо реальное, жил во втором столетии, служил на военном поприще. За то, что принял мученическую смерть во имя христианства, и за свои ратные успехи, был причислен к лику Святых. Облик Георгия спустя века оброс легендами и поверьями. Так, одна из легенд гласит, что воин смог победить грозного змея, который терроризировал одну из деревень Бейрута, съедая их детей. Чаще всего Георгия Победоносца изображают на коне в момент борьбы со змием.

В народе Георгия переименовали в Егория, и наделили его волшебными силами. Так, именно у Егория были таинственные ключи от земли, которыми он открывал нужные засовы и пускал воды, чтобы напоить ее. Чтобы подчеркнуть данное умение, народ прозвал Егория Вешним. Так как после поступления воды земля начинала родить первой зеленью, в это время начинался выгон скота. Эта закономерность объясняет еще одну характеристику Егория как покровителя домашних парнокопытных животных.

Обычаи на Егорьев день

Так как перемешались народные поверья и православные обычаи, то на Егорьев день принято молиться. У Григория Победоносца просят богатый урожай, плодородный скот, причем и землю, и поголовье принято кропить водою. Кстати, последних в этот день активно купают и чистят. А вот стричь 6 мая овец и вообще трогать шерсть категорически запрещено. Согласно поверьям, такими действиями можно навлечь беду и пошесть волков.

Считается, что 6 мая первые воды выпадают в виде росы, которая обладает особыми магическими силами. Достаточно встать утром пораньше, пройтись босыми ногами по пробивающейся травке, и в этот год вы забудете обо всех своих хворях и недугах. Помогает подобная процедура и при лечении бесплодия.

Приметы на Егорьев день

6 мая фермеры с замиранием сердца глядят на небо, в ожидании туч и дождя. При таких раскладах урожай обещает быть богатым, да и поголовье скота должно увеличиться. А вот солнце на небе вещает раннее и сухое лето, что для урожая может быть губительным.

По погоде 6 мая можно было прогнозировать, какой именно урожай стоит ожидать в этот год. Если утро 6 мая тихое и безветренное, то ожидания относительно ранних зерновых вполне оправдаются. Если с утра погода не радует, но на смену утренней непогоде приходит дневное солнце, то урожайными будут поздние жнива.

В Егорьев день можно было гадать на урожай огурцов. Накануне праздника хозяйки вывешивали мокрое полотенце, если к утру оно полностью высыхало, ждать хорошего урожая.

По весеннему Егорьеву дню можно судить, будет ли зима ранней. Так, если 6 мая вы заметили первую травку, то 9 декабря, на другой Егорьев день, ждать уже зимы.

6 мая стоит приглядеться и к птицам. Если неожиданно запоет кукушка, это не к добру. Возможен мор скота. А вот пению ласточки можно и порадоваться, оно предвещает приход весны и начало земледельческого сезона.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия.

Вольно бабе ворожить.
Если разрыва-травы в кузницу бросить, то кузнец не может работать.
Как в воду глядишь, так и кажется.
Ложиться спать в чулочке.
Нос чешется - в рюмку глядеть. Нос чешется-к старости.
Разбирать встречи да приметы - с печи не слезать.
Такой лес, что в небо дыра.

Или Егорий Вешний.

Для православной церкви 6 мая – это дата почтения памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца. Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых святых.

Поскольку имя Георгий не является русским, то в народе используют его производные – Юрий и Егорий. Сам же праздник имеет еще несколько названий - Георгий Победоносец, Георгий храбрый, День Егория Вешнего, Юрий Вешний, Юрий Теплый, Егорий, Егорьев день, Егорий весенний, Егорий голодный, Егорий – ленивая соха, праздник пастухов, скотопас, водонос.

Согласно истории, святой Георгий родился в зажиточной христианской семье в городе Белите, что расположен возле Ливанских гор. Родители с малых лет прививали сыну любовь к Господу, учили его уважать и почитать законы Божьи. Георгий был достаточно умен и хорошо развит физически и выбрал в качестве своего призвания военную службу. Очень быстро он стал главным военачальником и любимцем правителя Диоклетиана. Диоклетиан же вошел в историю как правитель, жестоко преследовавший христиан.

Однажды во время суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он не мог остаться равнодушным к такой жестокости и сознался Диоклетиану, что тоже является христианином и верит лишь в Иисуса Христа. Император был расстроен признанием Георгия и предлагал ему отречься от своей веры. Однако Георгий был непреклонен. За это правитель велел подвергнуть его пыткам. На протяжении многих дней Георгия пытали, но он мужественно переносил все истязания и возносил молитвы Христу. В конечном итоге Диоклетиан понял, что не сможет сломить Георгия, тогда он отдал приказ обезглавить мученика. Это произошло в 303 году в Никомидии.

Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года, будучи народным праздником, имеет массу традиций и обрядов, примет и поверий, многие из которых все еще актуальны. Традиционно в народе этот день посвящают земле, а также домашним животным и уходу за ними. Именно с Егория Вешнего люди начинают заниматься основными полевыми работами. В этот праздник народ проводит специальные обряды, чтобы земля была плодородной и дала хороший урожай. Для этого на засеянных нивах проходят молебны, а также землю окропляют святой водой.

Хозяева в Юрьев день 6 мая уделяют особое внимание скоту и домашним животным, чистят их, моют, дают вкусный и сытный корм.

Также Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года считается праздником пастухов. А потому в этот день народ задабривает этих работников, дарит им подарки, угощает яичницей.

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для лечения болезней и снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от болезней и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  1. Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  2. Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  3. Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  4. Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  5. Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  6. Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  7. Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  8. Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  9. Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  10. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  11. Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  12. Крупный лист на березе – год будет урожайным
  13. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым
Примета:
Праздник Св. Егория (варианты имени - Георгий, Юрий) - 6 мая. По преданию, Св. Георгий пронзил копьем зеленого дракона (змия) - "изображение, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства". Св. Георгий повсеместно в России считался покровителем домашнего скота - именно к нему обращались с просьбой защитить стадо во время пастьбы, у него просили исцеления в случае заболевания животных и т. д. "Иногда в более теплых местах (Егорьев день - 6 мая)... совпадает с "выгоном" скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только "обход скота"... Обряд "обхода" совершается одинаково и заключается, главным образом, в том, что хозяева обходят с образом Св. Победоносца-Георгия всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняют ее в общее стадо, собранное у часовен, где служится водосвятный молебен, после которого всё стадо окропляется святою водою и гонится за околицу, какова бы ни была в тот день погода... В старой Новгородчине (в Череповецком, Боровическом и др. уездах), где иногда скот пасется без пастухов, "обходят" сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для скотины своей рано утром приготовляет пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он кладет пирог в решето, берет икону, зажигает восковую свечу, опоясывается кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади - топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходит скот по солнцу три раза, а хозяйка (в Уломе) подкуривает из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывает, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывается на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой дается по куску, а верба, судя по принятому обычаю той местности, либо бросается на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкается под стреху* (верба спасает во время грозы от молнии). Белозерцы придерживаются еще таких обычаев, что накануне Егорья убирают с глаз долой гребни, щетки и ножницы и (в Марковской волости) кладут в воротах, на землю, шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож и выгоняют (как вологжане) скотину на улицу, а потом опять к ряду же и загоняют". "6 мая... во многих деревнях русско-белорусского пограничья до сих пор отмечают древний скотоводческий праздник - день первого выгона коров на пастбище... Встают в этот день раньше обычного, долго молятся в переднем углу, произнося тексты воскресных молитв. Затем каждая семья, выведя свою скотинку во двор, трижды обходит ее против часовой стрелки - посолонь ("по солнцу - по-другому нельзя"). Во время обхода несут в руках икону, горящую свечу, хлеб, соль, жито, крашеные яйца, сковородку с яичницей, нож, кнут. Солью или зерном "обсыпают корову" - перебрасывают через нее горсти с четырех сторон, как бы рисуя в воздухе крест; яйца так же, крестом, подкатывают под корову; ножом с четырех сторон вырезают на земле кресты - "хрестом, хлебом и яйцом благославляем". Произносят во время обхода "наговорные стишки" - заклинания, обращенные к Святому Егорию или нечистой силе (ведьме, колдуну, домовому, лешему), к самим коровам или "дикому зверю". После совершения дворовых обрядов весь домашний скот сгоняют в общее стадо на Егорьевское поле, где многие поколения крестьян праздновали Первый выгон. Там трижды с песнями обходят стадо, а затем, расстелив на земле скатерть, устраивают общую закуску. Возвращаясь с поля домой, обязательно приплясывают - топчут росу, юруют:"прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы з быкам так плясали" и "чтоб хорошая трава скорей выросла". "В глухой черноземной полосе (Орловской губ.) верят в Юрьеву росу, т. е. стараются в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока". Существует и противоположное мнение. Так, "между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно вредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитыванием холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине - если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой". В некоторых местах России еще в начале нашего столетия сохранялись "следы почитания Егорья как покровителя полей и плодов земных. Крепка уверенность в том, что Егорью были даны ключи от неба, и он отпирает его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны Святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам". Так, "в Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы Св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса". Помимо поверий, повествующих о Св. Георгии как о покровителе домашнего скота и полей, Егорий Храбрый в русской народной традиции известен и как хозяин всех лесных зверей, особенно волков. Согласно легенде, Св. Егорий поразил копьем "волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: "За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?" - "Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь; ее хватит тебе на два дня". Легенда эта укрепляет в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им, как жертва, Егорием -ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствует, что Егорий умеет говорить с зверями людским языком, что он, если обречет на съедение корову, овцу или лошадь, то всегда сделает так, что человек этого не увидит, и обреченная сама идет навстречу врагу и беззащитно останавливается перед ним как бы в столбняке". В Орловской губ. "верят, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину "волку на зубы". Сюжет приведенной ниже легенды как раз посвящен Св. Егорию - покровителю волков. "Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом; только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу; волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой; проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно - темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда, вдруг видит огонек. "А, - думает, - это видно гуртовщики; хоть у них спрошу куда ехать". Подъезжает и видит - костер разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый; а один волк сидит в сторонке да зубами щелкает. Говорит мужик, что мод так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит: "Зачем, - говорит, - у волка овцу отнял?" - "Да она, - говорит мужик, - ко мне бросилась; мне ее жаль стало". - "А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?" Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день и дорогу домой нашел" (II). В ряде народных легенд Егорий Храбрый сам оборачивается волком. "Егорьев день вместе с тем и пастуший праздник, когда сберегатели стад дают твердое обещание во все время пастьбы не стричь волос своих на голове, чтобы отвлекать от стада волков". В Калужской обл. и сегодня в день первого выгона скота "пастуху вынос делают - хлеб, соль, сало, рубль денег, яйца". "На Юрья коней крестами кормят, испеченными в Крещенье. На Юрья роса - и не надо коням овса. На Юрья дождь - скоту легкий год. На Юрья снег (крупа) - урожай на гречу; на Юрья дождь - гречи род. На Юрья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. В поле стадо сгонять и Егорья окликать: "Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!"Юрьева роса от сглаза, от семи недугов". (В некоторых местах России) "на Егорья запахивают пашню. Под Егорья. вешнего (шерстяного) не работают, чтоб волк овец не поел. На Юрья Св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой. Кукушка до Егорья (кукует) - к неурожаю, падежу скота". "Наблюдательные поселяне говорят: "Егорий - с теплом, а Никола (19 декабря) - с кормом (т. е. будет достаточно сена). - Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. - Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. - Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день (2 августа) клади хлеб в кладушку. - Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. - Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом (т. е. к 19 декабря замерзнут дороги и можно будет ездить на санях). "Браниться в Егорьев день не советуют по тому поверью, что того убьет громом".