» » Чем покрыто тело рыбы значение. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы

Чем покрыто тело рыбы значение. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы

У большинства рыб чешуей покрыто все тело, от головы до хвоста. У некоторых их видов она совершенно незаметна. Но это не означает, что ее нет. У таких рыб она находится под кожей, в виде костных образований. Такую чешую называют редуцированной. Она присутствует на теле сома, угря, налима, осетра, стерляди.

Что собой представляет рыбья чешуя?

Она может иметь как костную, так и хрящевую структуру. В ее состав входят неорганические вещества, такие, например, как: карбонаты, фосфаты, минеральные соли, редкоземельные элементы, щелочи. Есть здесь и органика.

Химический состав чешуи может быть совершенно разным. Все зависит от вида рыб и ореола их обитания. Например, у хрящевых особей присутствует плакоидная чешуя, у лучеперых – ганоидная. У костных рыб она представлена отдельными чешуйками, наложенными друг на друга. Космоидная чешуя покрывает тело кистеперых рыб. Сверху она покрыта особой эмалью, именуемой космином.

Во всех случаях чешуя защищает тело рыбы от повреждений, а у некоторых их видов служит в качестве опорного аппарата. Самой древней является плакоидная чешуя. Ею были покрыты тела древних морских обитателей. В наше время она присутствует у акул и морских скатов. Такие чешуйки имеют форму маленьких аккуратных ромбов, с шипом в центральной части. Внутри их находится соединительная ткань. Плакоидная чешуя отличается высокой прочностью, благодаря особому веществу – дентину, присутствующему в ее составе. Кроме того, каждая такая чешуйка имеет наружный, витродентиновый слой. Этот вид чешуи не только защищает тело рыбы, но и является основой ее мышечной ткани.

Ганоидная чешуя также выглядит в виде пластин ромбовидной формы. Между собой они соединяются особым образом, образуя единую конструкцию, в виде панциря или же отдельных колец. В состав такой чешуи входит ганоин, который покрывает ее наружную поверхность, и придает ей высокую прочность.

Циклоидная чешуя присутствует у костных рыб. Отдельные чешуйки перекрывают друг друга, создавая подвижный, но невероятно прочный наружный слой. Кроме того, такая чешуя значительно улучшает гидродинамику рыбы.

Кроме защитных свойств, чешуя имеет ряд уникальных особенностей. У той же латимерии она имеет зубцы, которые придают ей вид пилы, а так называемая золотая рыбка получила свое название благодаря особому ее окрасу. На теле угря вы чешуи не увидите. Но это не значит, что ее нет. Она у него есть, но очень мелкая, и практически незаметная. В любом случае рыбья чешуя является ничем иным, как кожным образованием, выполняющим защитную функцию.

Учитель : Хохлова И.В.

Урок развития устной речи в 4 «А» классе

Тема:

Цель: познакомить детей с общими признаками рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р

Оборудование:

Тип урока : изучение нового материала

Методы: Технологии

План урока.

I . Организационный момент.

а) Упражнение по коррекции памяти

II .Сообщение темы и целей урока.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

IV .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

б) Упражнения в словообразовании

V .Физминутка.

VI . Обобщение.

VII . Закрепление.

а) Программированное задание.

б) Упражнения в составлении предложений.

в) Работа в тетрадях.

VIII . Итог урока. Оценка знаний.

IX . Домашнее задание.

Тема: Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб, особенностями строения, питания, передвижения;

Задачи: р азвивать познавательную активность учащихся, умения согласовывать слова, составлять описание предмета; развивать умение детей работать с учебником; коррекция мышления на основе упражнения в сравнении, в классификации, зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; в оспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки рыб речных и морских, учебник, рабочая тетрадь, «Календарь природы», раздаточный и дидактический материал, рисунок батискафа.

Тип урока : изучение нового материала

Методы: словесные (беседа, фронтальный опрос, постановка проблемного вопроса, работа с книгой); наглядные (предметные картины, демонстрация, показ), практические (упражнения для коллективной и дифференцированной работы) Технологии : личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Организационный момент.

а)Коррекционное упражнение

б)Упражнение в словообразовании

Ребята, посмотрите на гостей, подарите им свои улыбки. Улыбка – это залог хорошего настроения.

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.

Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Упражнение по коррекции памяти.

Запомнить как можно больше предметов.

Назови предмет во множественном числе. Один Карась- много карасей река – много рек Окунь- окуней щука- щук

Дети запоминают сюжетную картинку, как можно больше

II . Сообщение темы и целей урока

Ребята, жизнь — самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то планету Земля в многоцветный и многозвучный мир.

Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Кто же является одним из самых многочисленных и интересных жителей воды?

Вильнёт хвостом Туда-сюда - И нет её, И нет следа.

Кто такие рыбы?

Отгадывают загадку

Рыбы — это водные животные.

III .Актуализация опорных знаний и представлений.

а) Вводная беседа.

б) Упражнение в классификации

Где живут рыбы?

Продолжите предложение : речными называются рыбы, …(вся жизнь которых проходит в пресных водоемах) Реках, озерах, ручьях

Морские рыбы, …вся жизнь которых проходит в соленых водоемах

Речные рыбы Морские рыбы

Подбери слова-«родственники» к слову рыба.
Рыба - рыбка - рыбонька - рыбешка - рыбища - рыбина - рыбак - рыбачка - рыбачий - рыбачить - рыбий- рыбалка - рыболов.

Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах.

Распределяют рыб (морские, речные)

К слову рыба подбирают однокоренные слова

IV .Физминутка.

Физкультминутка для тела «Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.

V .Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

Развитие слухового восприятия

б) Работа с Календарем природы.

Физминутка.

Упражнения для глаз.

Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Упражнение в подборе слов-действий

Работа в тетрадях.

Коррекционный прием перенос способа информации на свое инд.задание

Упражнение в подборе антонимов.

Упражнение в словообразовании

Работа по учебнику.

Упражнение на согласование числительных с существительными.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, но куда я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Какая одна из самых крупных рек в России?

Экспедиция — это путешествие с определённым заданием. А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате — батискафе. Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения речного или морского дна. Батискаф — маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

Не шуметь. Быть внимательными. Отвечать на поставленные вопросы .

А сейчас закройте глаза (включает аудиозапись шума моря, крика чаек ). Предстоит большая исследовательская работа . Что слышите?

Ветер (какой?) сильный, тихий, слабый.

Волна (какая?) быстрая, высокая, бегущая. Посмотрите, какие разные рыбы.

Рыбы (что делают?) (двигаются, питаются, размножаются, растут, дышат)

Собрать «осколки».

Давайте рассмотрим их. — Посмотрите, какие разные рыбы получились. — Скажите, из каких частей они состоят?

В бортовом журнале делаем запись.

Образуй новые слова.
Рыба- рыбка — рыбище.
Плавник- плавничок — плавничище.
Хвост- хвостик – хвостище.
Глаз – глазик – глазище.

Зачем рыбам плавники?
С помощью хвостового плавника рыба движется вперед, остальные плавники служат рулями и помогают рыбе поворачивать и удерживать равновесие.

— Найти слово с противоположным значением.

Рыбка плавала в море:
— не в грязной воде, а … (в чистой),
— не медленно, а …(быстро), стремительно.
— Сама она была не простая, а … (золотая).

— Питаются ли рыбы? Чем питается?

Поиграем в игру “Замени два слова на одно”

Суп из рыбы … (рыбный)

Котлета из рыбы … (рыбная)

Пирожки из рыбы … (рыбные)

Пирог из рыбы … (рыбный)

— Чем дышит рыба в воде?

Вывод: дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабр.

Размножаются и растут (самки рыб выметывают икринки,

— Детеныши рыб появляются из …? (икры)

— Они называются …? (мальки)

— Почему детеныши рыб называются мальки?

Цикл развития рыб — (икра- мальки- взрослые рыбы)

Упражнение «Посчитай .

1малек, 10 …, 15 …, 25 …
1 рыба, 5 …, 15 …, …,25 …

Отгадывают загадку.

река

Описывают погоду.

Подбирают слова признаки

Собирают рыбу из «осколков».

плавники, голова, овальное туловище, хвост, плавники покрыто чешуей, живет в воде)

Ответы детей.

(червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, рачками, часто лакомится икринками других видов рыб).

(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)

VI . Обобщение.

Обобщающая беседа.

Каковы же основные признаки рыб?

-Где обитают рыбы?

— А без воды они могут жить? Почему?

Как дышат рыбы? При помощи чего?

— Чем покрыто тело рыб?

-Чем рыбы отличаются друг от друга?

Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.

В водоёмах. Нет. Потому что рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. А на суше они погибают.

Формой плавников, головы, хвоста, размерами, окраской.

VII . Закрепление.

Программированное задание.

Упражнения в составлении предложений.

1)Описать по плану щуку, акулу, карася

2)Работа в тетрадях.

3) Человек научился у птиц летать. Как выдумаете, чему он научился у рыб?

— Какую пользу приносят рыбы человеку?

4) В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками. Так какая же у нас с вами задача?

Описывают рыб по плану.

Выполняют тест. (1гр.)

(плавать, плавать на лодках, кораблях)

(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)

Ответы учащихся

(Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

VIII . Итог урока.

Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, а если как сом на дне, грустное. На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, на которую вы поработали.

IX . Домашнее задание.

Обработка рыбы связана с разделением ее тела на части, имеющие разное производственное назначение, поэтому необходимо знать ее внешнее и внутреннее анатомическое строение.

Большинство видов рыб имеет торпедообразное симметричное тело, основными частями которого являются голова, туловище и хвост.

Голова - часть тела от вершины рыла до конца жаберных крышек. Между жаберными крышками и анальным плавником находится туловище, за анальным плавником - хвостовая часть, включающая хвостовой стебель и хвостовой плавник.

На теле рыбы имеются парные грудные, брюшные) и непарные (спинной, анальный, хвостовой) плавники. Поверхность тела рыбы покрыта кожей, на которой находится чешуя или костные пластинки. Под кожей расположены мышцы. В брюшной полости находятся внутренние органы - сердце, пищеварительные органы (пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа), почки, у большинства рыб гонады (икра или молоки) и плавательный пузырь. Эти органы свободно подвешены в брюшной полости тела при помощи окружающей их рыхлой соединительной ткани. Внутренние стенки брюшной полости выстланы гладкой покровной тканью, поверх нее у некоторых видов рыб (тресковых и др.) имеется дополнительный слой тонкой черной пленки, которую при разделке рыбы удаляют.

В промысловой практике рыбу принято характеризовать следующими размерными величинами: общей, или абсолютной, длиной (от вершины рыла до конца лучей хвостового плавника) и промысловой длиной (от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника), а также наибольшей высотой и наибольшей толщиной тела.

Форма тела и внешние признаки рыб чрезвычайно разнообразны, что вызвано приспособляемостью их к различным, иногда очень своеобразным, условиям водной среды. Среди рыб есть как хищники, так и «вегетарианцы», предпочитающие мясной пище растительную. Все это влияет на «облик» рыбы. По внешним признакам рыбы можно определить, где и в каких условиях она живет. Одним из таких признаков является форма тела.

По форме тела рыб можно разделить на несколько типов: торпедовидный - голова заострена, тело обтекаемое (акулы, треска, лососи, скумбрия, кефаль и др.); стреловидный - голова сжата с боков, тело вытянуто, непарные плавники отодвинуты назад (сарган, речная щука, панцирная щука); лентовидный - тело сплющено с боков, длинное, в виде ленты (сабля-рыба, сельдяной король); угревидный - тело сильно вытянуто, круглое в поперечнике (угорь, миноги, миксины); уплощенный - тело сжато, уплощено с боков, высокое, глаза несимметричны, чаще на одной стороне (камбала, палтус). Тело некоторых рыб сжато сверху вниз, высота тела незначительна (скаты). Шаровидный или кузовкообразный тип - тело почти шарообразное, хвостовой плавник обычно развит слабо (кузовки, некоторые

пинагоры). Часто рыбу по форме тела невозможно отнести полностью к.какому-либо определенному типу, так как оно представляет собой некую комбинацию различных форм.

На голове и туловище рыб в большинстве случаев имеется боковая линия - канал, который обычно тянется вдоль туловища от головы до хвоста. Здесь находятся чувствующие сосочки, соединенные с головным мозгом, нервами, а с внешней средой - отверстиями, пронизывающими чешую. Боковой линией рыба воспринимает даже самые незначительные колебания, определяет силу и направление течения. Благодаря ей рыбы могут плавать ночью.

С внешней, стороны тело рыб защищено кожей, состоящей из наружного слоя, или эпидермиса (эктодермы), и лежащего под ним кориума, или собственно кожи (кутиса). Под кожей находится подкожная соединительная ткань. На границе между кутисом и подкожной соединительной тканью, а также и в других слоях кожи залегают пигментные клетки, или хроматофоры.

В эпидермисе разбросаны клетки, выделяющие слизь, которая уменьшает трение при движении рыбы. Слизь некоторых рыб, особенно у угрей, ядовита.

Собственно кожа построена из взаимоперекрывающихся пучков соединительной ткани, поэтому обладает большой упругостью и плохой растяжимостью.

Между пучками соединительной ткани располагаются кровеносные сосуды, нервные волокна, слизеотделительные и пигментные. клетки.

Тело большинства промысловых рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные образования, которые служат для его защиты. Костная чешуя бывает циклоидная, ганоидная или ктеноидная; последняя отличается от циклоидной зубчиками на заднем, крае (окунь, судак, ерш). У акул чешуя плакоидная: пластинки из дентина с небольшим шипиком посередине. У осетровых рыб вместо чешуи образуются 1 острые костные выросты - жучки.

Окраска тела рыб непостоянна и зависит от количества пигментных клеток (хроматофоров), их видов и сочетания, от места обитания рыбы и ее физиологического состояния. Биологически хроматофоры выполняют защитную функцию. Под воздействием нервных восприятий пигмент или растекается по всей клетке, или собирается в центре, в результате чего изменяется окраска тела.

В коже и в чешуе рыбы находятся пигменты: меланин, гуанин, эритрин и ксантин.

Меланин - черный, весьма стойкий пигмент - является белковым, труднорастворимым веществом. Гуанин, окрашивающий рыбу в серебристый цвет, относится к пуриновым основаниям. У большинства пелагических рыб он кристаллический, а у глубоководных - аморфный. Другие хроматофоры: красный - эритрин и желтый - ксантин - являются веществами нестойкими, отчего рыба после смерти довольно быстро теряет прижизненную окраску и становится серой.

Форма и размер головы различных рыб не менее разнообразны, чем форма их тела. В технологической и товароведной практике обращают внимание на размер головы, поскольку от этого зависит выход съедобной части. При определении вида рыбы учитывают форму, размер и положение рта, наличие, положение и характер зубов, размер глаз и др.

Рот у рыб различают конечный (обе челюсти имеют одинаковую длину), верхний (верхняя челюсть короче нижней), нижний (находится на нижней стороне головы), полуверхний и полунижний.

Зубы в зависимости от способа питания рыб могут быть расположены на костях челюстей, на сошнике, нёбных костях, языке, губах и глоточных костях. Они бывают мелкими, или волосовидными, увеличенными, или клыковидными, резцовидными и стреловидными.


Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: закрепить знания учащихся о рыбах.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся представление о рыбах как о классе животных ; упражнять учащихся в составлении повествовательного рассказа.

Коррекционно-развивающие: формировать мыслительные операции; развивать слуховую память ; расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе.

Что требуется живым существам для жизни, кроме дыхания? (питание) Чем питаются рыбы?

Обратите внимание на окраску чешуи рыб. Что вы можете о ней сказать? (Окраска может быть разной).

У рыб, которые живут в верхней части воды окраска более светлая. Рыбы, которые живут на большой глубине , имеют более темную окраску. Почему так происходит? Зачем рыбе бать незаметной? (Чтобы спасаться от врагов, чтобы подкараулить жертву и т. д.)

Посмотрите на окуня. Как окрашена его чешуя? (Она полосатая). Как вы думаете, почему? Вспомните, как называют такой вид окраски. (Маскировочная)

Рассказ учителя. Теперь поговорим о размножении рыб. Некоторые животные рождают живых детенышей. Птицы выводят птенцов из яиц. А рыбы откладывают икру. Икринки похожи на шарики размером с булавочную головку. Цвет икры у разных видов рыб различный: серый, черный, оранжевый. Из икринок на свет появляются мальки. Летом на речке мы наблюдали стайки мальков. Они плавают в мелких местах, где вода хорошо прогрета. Мальков часто поедают хищные рыбы. Те мальки, которые уцелеют, станут взрослыми рыбами.

В период откладывания икры ловить рыбу запрещается. Можете объяснить, почему?

Игра «Спроси и угадай»

Один ученик достает из конверта картинку с изображение рыбы. Второй пытается угадать, какая это рыба. Задавая вопросы типа «Где живет эта рыба?», «Какого цвета у нее чешуя?»

6. Работа над составлением рассказа.

Отгадайте загадку:

«Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке? (Удочка)

Для чего нужна удочка?

Послушайте предложение «Коля и Саша пошли ловить рыбу». Попробуйте передать эту мысль другими словами. Сейчас мы попробуем составить рассказ о рыбалке. Помогут вам словосочетания и фразы из учебника.

7. Лексические упражнения . Для чего нужно ловить рыбу? Чтобы употреблять рыбу в пищу , ее нужно готовить. Что делают с рыбой? (жарят, варят суп или уху, консервируют, солят)

8. Домашнее задание. Выполнить задания на стр.119

9.Итог урока.

О каких животных мы говорили?

Что нового вы узнали?

Что показалось интересным?

10. Домашнее задание: Придумать загадки о рыбах.